На обслуживающем персонале лежит забота о качественном отдыхе туристов. В благодарность за добросовестную работу персонал награждают чаевыми. В Турции нет обязательных правил, касающихся такой благодарности, но она приветствуется. Разберемся, какую сумму и в каких ситуациях стоит оставлять.
Трансфер до отеля
Заказывая комфортабельный трансфер до отеля, готовьтесь к тому, что водитель будет развлекать вас разговорами, познакомит с традициями и расскажет об основных достопримечательностях. Оставлять ли чаевые — решать вам. Вы уже заплатили за трансфер отелю. Благодарность в виде 1 USD вполне уместна.
Заселение в отель
Если вы хотите гарантированно получить комнату с лучшим видом, обновленным ремонтом, большой кроватью, не пожалейте чаевых для администратора на ресепшене (10–15 USD). Такая щедрость актуальна, если вы покупаете комплексную путевку у туроператора (отель+перелет). В таких случаях туристы обычно не выбирают категорию номера, и доплата на месте будет меньше фактической стоимости улучшенного номера — все в выигрыше.
Если вы бронировали отдых самостоятельно, непосредственно на сайте отеля вы выбирали категорию номера. На месте вам должны дать оплаченный тип номера без каких-либо доплат и благодарностей.
Помощь с багажом
Носильщикам в отелях принято давать чаевые за помощь в переноске вещей. Запаситесь мелочью, чтобы отблагодарить сотрудника (около 1 USD). Довольный носильщик будет всегда улыбаться при встрече и даже поможет донести сумки из ближайшего супермаркета.
Уборка в номерах
Немного денег принято оставлять горничным в благодарность за уборку в номере. Сотрудницы оценят вашу щедрость, будут тщательнее убирать, регулярно обновлять баночки с шампунем и гелем для душа, делать интересные фигуры из полотенец. Горничным принято оставлять 1–2 USD (необязательно каждый день).
Питание в гостинице
Во многих турецких отелях предлагается питание по системе «все включено», в которое входят напитки (местный алкоголь). По желанию можно оставлять чаевые бармену. Вам вкусный коктейль и приветливое обслуживание — ему больший стимул и энтузиазм в работе.
Посещение ресторана
Если место вам понравилось, и вы хотите посетить его еще несколько раз, будьте приветливы с официантами и оставляйте чаевые. Персонал будет относиться к вам как к постоянным клиентам, предлагать лучшие столики, быстро убирать грязные тарелки и советовать лучшие блюда. Принято оставлять 10–15% от счета.
Поездка на такси
С таксистами в Турции нужно быть осторожными. Они порой говорят о сломанных счетчиках, специально выбирают неоптимальные маршруты, «забывают» обнулять счетчик предыдущего клиента. Отслеживайте свой маршрут в Яндекс.Картах, заранее изучайте тарифы в городе и смотрите на счетчик в автомобиле при посадке. Если вам попался честный доброжелательный таксист, можно оставить ему 1-2 USD на чай.
Оказавшись в Турции, помните, что вы не обязаны оставлять чаевые. Если вы этого не делаете, сервис должен оставаться на уровне. Вместе с тем, оставляя на чай, вы обеспечите себе более комфортный отдых и дружелюбное отношение персонала, а это дорогого стоит!