Найти в Дзене

Forbes: угроза от российских подводных лодок в Атлантике растет, но есть дешевое решение

Сто лет назад немецкие подводные лодки впервые поставили под угрозу британские морские пути в Северную Америку. Сегодня подводная угроза безопасности западных демократий сохраняется.

The Navy's land-based P-8A Poseidon is designed to find, fix and defeat both undersea and surface
The Navy's land-based P-8A Poseidon is designed to find, fix and defeat both undersea and surface

Министр о бороны Великобритании Бен Уоллес (Ben Wallace) предостерег в середине мая, что российские подводные лодки «кружат вдоль всего британского побережья». По его мнению, это чревато возобновлением боевых действий под водой, если НАТО окажется в состоянии войны с путинской Россией.

Хотя Москва по сути приостановила инвестиции во флот ради сухопутных сил, для подводных лодок она сделала исключение.

ВМC России имеют обширный и разнообразный флот подводных кораблей. Одни несут баллистические ракеты с ядерными боеголовками. Другие — противокорабельные крылатые ракеты. Третьи представляют собой ударные подводные лодки (как с ядерными, так и с обычными двигателями) для подводной войны.

Все они в подводном положении незаметны и, таким образом, в военное время представляют собой для западных военно-морских сил проблему поистине дьявольскую.

Ключевым элементом отклика Запада в годы холодной войны стали морские патрульные самолеты, которые следили за морями в Европе и вокруг нее в поисках вражеских подводных лодок и сбрасывали гидролокационные буи, чтобы обнаружить их отличительные сигнатуры или «почерк».

U.S. Navy P-8A Poseidon
U.S. Navy P-8A Poseidon

Эти самолеты — прежде всего P-3 «Орион» ВМС США — оснащались торпедами и другим оружием для нападения на военные корабли противника как под водой, так и на поверхности.

В сочетании с дружественными военно-морскими силами они были мощным сдерживающим фактором.

А недавно ВМС США завершили переход от P-3 к более крупному и быстрому самолету под названием P-8 «Посейдон» — по сути это военная модицификация реактивного лайнера «Боинг-737».

Однако основная часть Европы переход на новые патрульные самолеты даже не начинала. Ее дряхлеющий парк устаревших патрульных самолетов дорого обходится в эксплуатации — если вообще в рабочем состоянии.

Поэтому, когда недавно ВМС России вернулись к крупномасштабным учениям подводных лодок в Северной Атлантике, в европейских столицах насторожились.

Неудивительно, что наиболее уязвимые с моря страны, — например Великобритания и Норвегия, — решили присоединиться к американской программе P-8.

Другие европейские страны НАТО предпочитают искать местные решения, но тоже уже осознали, что временный ответ на крепнущую подводную угрозу потребуется задолго до того, как  новый европейский самолет станет общедоступен.

-3

Тендер на временное решение был объявлен в январе 2020 года, и победитель, —мы не знаем кто, — уже выбран.

Держу пари, что благодаря летным характеристикам, сотням тысячам часов налета с ВМС США, сравнительно низкой стоимости (около 200 миллионов долларов) и тому обстоятельству, что его уже покупает ряд европейских стран НАТО, победил «Посейдон».

Удастся ли Европе разумно модернизировать свой морской патрульный флот, пока не ясно. Многонациональные начинания, особенно в демократических странах, рискуют увязнуть — даже когда стоит острая необходимость.

Краткосрочное же решение носит неуклюжее название Ускоренная временная система многонациональных морских патрулей, которое на жаргоне альянса, к счастью, сокращают до AIM2S.

Если предположить, что победителем все же стал P-8 ВМС США, администрация Байдена получит уникальную возможность решить несколько задач разом единой и сравнительно недорогой инициативой.

-4

Если Вашингтон возьмет на себя ведущую роль в продвижении AIM2S, он (1) устранит крепнущую подводную угрозу, (2) уменьшит давление на ВМС США, чтобы нести большую часть бремени реагирования, (3) упрочит взаимодействие союзников и (4) поддержит в США тысячи рабочих мест.

Последний момент заслуживает особого внимания. Поскольку ВМС США закупку самолетов P-8 уже завершили, есть сомнения, как долго производственная линия продержится на зарубежных продажах.

Компания «Боинг» (спонсор аналитического центра, в котором я работаю) подсчитала, что производство P-8 в настоящее время создает 80 000 прямых и косвенных рабочих мест внутри страны в цепочке поставок из 300 компаний.

Однако, поскольку P-8 по сути — модификация реактивного лайнера 737, предшественника нынешнего MAX, то как только производство морских патрульных самолетов прекратится, эта линейка исчезнет.

Сделать вариант P-8 на основе MAX, не потратив при этом миллиарды долларов, — в чем Пентагон совершенно не заинтересован, — невозможно.

И вот итог: если союзники по НАТО (помимо Великобритании и Норвегии) решат приобрести P-8 как скорейшее решение проблемы нехватки морских патрульных самолетов, то линия останется открытой.

А вот попытка восстановить производство, если оно закроется, обречена на провал. Технику законсервировать еще можно, а вот рабочих — нет.

Таким образом натовский запрос на временный патрульный самолет дает Белому дому возможность не только укрепить альянс, но и упрочить национальную промышленность в рамках законных требований безопасности.

И похоже, для этого даже не понадобятся средства из федерального бюджета.

От ВМС США, возможно, потребуется материально-техническая поддержка и обучение пилотов P-8 для миссии AIM2S, но и это наверняка обойдется дешевле, чем если ВМС будут выполнять патрулирование самостоятельно.

И если Вашингтон не возьмет на себя роль лидера новой инициативы, то невозможно предсказать, когда европейские члены НАТО смогут реализовать собственный вариант.

Элегантным это громоздкое решение, может, и не назвать, но нечасто администрации выпадает возможность решить столько задач одним шагом, — который к тому же почти ни во что не обойдется налогоплательщикам.

Все, что требуется от Вашингтона, — это проявить толику лидерства, которое после четырех лет трений внутри альянса западные столицы будут лишь приветствовать.

Лорен Томпсон — главный исполнительный директор некоммерческого Лексинтонского института. Бывший заместитель директора программы исследований безопасности Джорджтаунского университета и преподаватель в Школе государственного управления имени Кеннеди Гарвардского университета. Доктор политологии Джорджтаунского университета.

Forbes

Jun 8, 2021

Источник