Найти тему
Кул Хистори | История и мир

Мелисенда Иерусалимская: королева, которая не хотела уходить

Оглавление

Она правила вместе с отцом, сломила мужа и не хотела отдавать трон сыну, но никто не осудил. Ее любила церковь, знать и простой народ. Первая правящая королева Иерусалима Мелисенда и ее удивительная судьба.

Детство и родители Мелисенды

Мелисенда родилась в графстве Эдесса примерно в 1101 году. Это было первое христианское государство, основанное крестоносцами в результате Первого крестового похода.

Отец Мелисенды — Болдуин II — возглавил графство незадолго до ее рождения. Ее матерью была армянская принцесса Морфия Мелитенская, на которой Болдиун женился, чтобы укрепить свои позиции в регионе — город Мелитена находился недалеко от Эдессы.

Мелисенде было 13 лет, когда ее отца избрали королем Иерусалима. До него трон занимал его кузен — Болдуин I. На момент избрания у короля было три дочери, и ему советовали найти новую жену — помоложе, с более весомыми связями, и которая все-таки родит мальчика.

Но союз Морфии и Болдуина оказался крепким — король не собирался разводиться. Чтобы раз и навсегда пресечь подобные разговоры, он даже отложил свою коронацию и ждал, когда Морфия с дочерьми прибудет в Иерусалим и сможет короноваться вместе с ним.

Коронация Болдуина II
Коронация Болдуина II

Морфия, со своей стороны, демонстрировала способность брать дело в свои руки в опасные моменты. Например, когда в 1123 году Болдуина захватили в плен во время одной из военных кампаний, королева с помощью наемников быстро выяснила, где ее муж и лично руководила переговорами по его выкупу.

Без сомнения, оба родителя оказали огромное влияние на юную Мелисенду, которую король официально объявил преемницей и начал готовить к власти. Она считалась его соправительницей — это отражалось и в документах, и в чеканке монет.

Кстати, уже после того, как Болдуин стал королем, королева родила еще одного ребенка. Это снова оказалась девочка, и больше детей у пары не было.

Короля Болдуина уводят в плен
Короля Болдуина уводят в плен

Замуж за Фулька

Для государств, основанных крестоносцами, не было редкостью, что титул и земли наследуют женщины — в конце концов, они банально дольше жили, в отличии от воинов-мужчин. Но редко случалось, чтобы женщина правила самостоятельно — обычно она «делила» власть с супругом. То есть попросту вынуждена была ее отдать.

Болдуин II хоть и был довольно прогрессивным человеком, все же считал, что старшую дочь нужно выдать замуж для укрепления ее позиций. Мужа Мелисенде он нашел в Франции — им оказался Фульк Анжуйский, опытный военный, граф, вдовец и, к тому же, с некоторыми претензиями на французский трон.

Фульк был амбициозен. Он согласился жениться на Мелисенде, только если впоследствии именно он станет единственным правителем Иерусалима. Болдуин II согласился на это условие, но вскоре передумал. Тем не менее свадьбу сыграть успели.

Свадьба Фулька и Мелисенды
Свадьба Фулька и Мелисенды

Король опасался, что после его смерти Фульк разведется с Мелисендой и сделает наследником своего ребенка от первого брака. Когда Мелисенда родила сына — его назвали Болдуином, в честь деда, — король объявил внука своим преемником, а дочь провозгласил его единоличным опекуном. Про Фулька не было сказано ни слова.

Через год после рождения внука Болдуин II скончался, а его ожидания оправдались. Разводиться с Мелисендой Фульк не стал и формально считался ее соправителем, но фактически он узурпировал власть. Он отстранил жену от дарования титулов и земель, обращался жестоко с ней и членами Haute Cour — королевского совета, куда входили знать и духовенство.

Внезапно оказалось, что авторитарный и жесткий стиль правления Фулька никому не нравится. Да и сам он особо никому не нравился. Его не хотели видеть на троне, даже не смотря на то, что он мужчина. К тому же в стране, основанной крестоносцами, он уже считался чужаком.

Многие предпочли бы видеть в качестве полноценной правительницы Мелисенду — она родилась и выросла в этих землях, знала особенности и обычаи иерусалимского двора. Но все же Фулька некоторое время терпели.

Фульк и Мелисенда
Фульк и Мелисенда

В 1134 году муж обвинил Мелисенду в измене — якобы у нее была связь с Гуго, графом Яффы. Этот влиятельный человек был верен памяти старого короля Болдуина и приходился Мелисенде кузеном, так что в теории мог и сам претендовать на трон Иерусалима.

Этим заявлением Фульк оскорбил жену и этого было достаточно, чтобы наконец публично бросить ему вызов. Его положение также усугубилось неудачным покушением на Гуго.

Мелисенда организовала дворцовый переворот, который до сих пор окутан тайной. Не известно, что именно сделали королева и ее сторонники, но с 1135 года Фулька стало не узнать. Он до конца своих дней не высказал больше ни одной инициативы и без ведома жены не принимал даже самого незначительного решения.

Супруги воссоединились, и в 1136 году у них даже родился еще один сын — Амори. А когда в 1143 году Фульк погиб из-за несчастного случая на охоте, Мелисенда публично его оплакала и носила траур.

Смерть Фулька
Смерть Фулька

Что же насчет связи с Гуго, то современники Мелисенды единогласно утверждают, что это была клевета. Никто даже и не подумал рассматривать это обвинение всерьез.

Королева Иерусалима

После политического триумфа над мужем Мелисенда начала править не просто как регент сына, а как монарх в собственном праве. Она предоставляла титулы, назначала людей, занималась судебными делами, внешней политикой.

Королева также ценила литературу и живопись. Она создала школу книжников и школу художников-миниатюристов.

Иллюстрация из «Псалтыря Мелисенды», созданного в годы ее правления. Рукопись считается самым ярким образцом искусства эпохи крестоносцев, в котором смешались романо-католическое и восточно-православное направление.
Иллюстрация из «Псалтыря Мелисенды», созданного в годы ее правления. Рукопись считается самым ярким образцом искусства эпохи крестоносцев, в котором смешались романо-католическое и восточно-православное направление.

Именно Мелисенда дала начало Второму крестовому походу. Когда ее родина — Эдесса — погибала под натиском турок, королева послала туда армию, но ее усилий не хватило. Тогда Мелисенда отправила письмо папе Римскому, и там провозгласили новый Крестовый поход.

А еще на стороне Мелисенды была церковь. Эта поддержка была с ней с того самого момента, как отец провозгласил её преемницей. Сохранила она ее и тогда, когда Болдун III достиг совершеннолетия. Когда пришло время уступить власть сыну, Мелисенда отказалась.

Война с сыном

Болдуин не особо интересовался делами королевства ранее, но став взрослым требовал себе больше полномочий. К тому же военачальником он был способным, и Мелисенда, конечно, это знала.

Шесть лет королева подавляли притязания сына на трон. Впоследствии ее критиковали за это, но на самом деле у такого решения есть веские основания — Мелисенда была любима и народом, и церковью, и знатью и воспринималась как мудрая правительница. Никто не понимал, для чего менять власть сейчас, если Болдуин и так станет королем после смерти королевы.

Но конфликт между матерью и сыном нарастал и достиг пика в 1152 году — Болдуин потребовал короновать его в храме Гроба Господня без ведома королевы. Ему отказали, и тогда принц устроил шествие по городу в лавровом венке, заявив, что он уже и король.

Коронация Болдуина III
Коронация Болдуина III

Совет предложил Болдуину и Мелисенде разделить королевство и править совместно — каждый в своей части. Казалось, компромисс был достигнут, но не прошло и месяца, как Болдуин осадил Иерусалим и Наблус. Это были полноценные военные действия против матери.

Мелисенда была вынуждена уступить, но она отстояло право пожизненно править в Наблусе. В монастырь уходить она не собиралась.

Последние годы королевы

Мелисенда и Болдуин примирились, и сын выказывал матери всевозможные почести. Он часто уходил воевать, а она в это время занималась дипломатией. Так продолжалось до 1161 года, пока ее здоровье и память резко не ухудшились. Предполагают, что королева перенесла инсульт.

Только после этого Мелисенда оставила государственные дела. Фактически она правила Иерусалимом около 30 лет. В том же 1161 году королева и умерла.

«Она была мудрой женщиной, которая полностью восторжествовала над предубеждениями относительно ее пола», — писал о Мелисенде ее современник Вильгельм (Гийом) Тирский.

📖 Вам будет интересно: