Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Современный театр: от моноспектакля до иммерсивного действия. Часть 2

Долгое время театральное искусство оставалось практически неизменным, а его жанрами были комедия, трагедия и драма. Но с появлением кино, видеоигр и интернета режиссеры начали искать новый язык общения со зрителем и придумывать иные подходы к постановке. Они стали интегрировать в свои спектакли другие виды искусств, вовлекать зал в действие и проводить представления в необычных местах. «Культура.РФ» предлагает познакомиться с некоторыми современными театральными направлениями.

О документальном и иммерсивном театре читайте здесь.

Пластический театр

СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ МАРКА ЗАХАРОВА «НЕБЕСНЫЕ СТРАННИКИ» («ПОПРЫГУНЬЯ»). МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «ЛЕНКОМ», МОСКВА. ФОТОГРАФИЯ: LENKOM.RU
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ МАРКА ЗАХАРОВА «НЕБЕСНЫЕ СТРАННИКИ» («ПОПРЫГУНЬЯ»). МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «ЛЕНКОМ», МОСКВА. ФОТОГРАФИЯ: LENKOM.RU

В пластических спектаклях переплетаются драма и хореография. Помимо танца, режиссеры используют пантомиму, стилизованные боевые искусства, театр теней, акробатические и цирковые номера — все, что связано с движением. Иногда в таких представлениях полностью отсутствуют слова.

Первые черты пластического театра стали появляться в постановках начала XX века в Российской империи. Первопроходцами этого жанра считаются Александр Таиров, Всеволод Мейерхольд, Константин Станиславский, Айседора Дункан. На Западе впервые о пластическом театре заговорил Теннесси Уилльямс. В предисловии пьесы «Стеклянный зверинец» 1944 года он отметил: чтобы создать правдоподобное драматургическое произведение, нужно отойти от строгих литературных канонов и объединить его со скульптурой, архитектурой, танцем.

В СССР в жанре пластического театра работал режиссер Гедрюс Мацкявичюс. В своих спектаклях он старался как можно реже прибегать к главному средству классической пьесы — слову. Вместо этого сюжет и чувства героев режиссер передавал с помощью танцев. Для своих представлений Мацкявичюс создавал оригинальные сценарии на основе нетрадиционных драматургических источников: живописных полотен XIX–XX веков, сонетов Уильяма Шекспира, историй из Ветхого Завета. Сегодня режиссеры чаще соединяют пластический театр с другими жанрами. Например, Марк Захаров поставил в московском театре «Ленком» традиционный трагикомический спектакль «Небесные странники», а танцевальными номерами обозначил важные сюжетные линии.

Театр одного актера

СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ ВАЛЕРИЯ ФОКИНА «КОНСТАНТИН РАЙКИН. ВЕЧЕР С ДОСТОЕВСКИМ». РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР «САТИРИКОН» ИМ. АРКАДИЯ РАЙКИНА, МОСКВА. ФОТОГРАФИЯ: SATIRIKON.RU
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ ВАЛЕРИЯ ФОКИНА «КОНСТАНТИН РАЙКИН. ВЕЧЕР С ДОСТОЕВСКИМ». РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР «САТИРИКОН» ИМ. АРКАДИЯ РАЙКИНА, МОСКВА. ФОТОГРАФИЯ: SATIRIKON.RU

Театром одного актера, или моноспектаклем, называют театральную постановку, в которой участвует всего один исполнитель. В таких представлениях обычно минимум сценических эффектов, декораций и музыкального наполнения. Однако это не значит, что представление создает единственный человек — в производстве могут участвовать режиссеры, драматурги, сценографы и композиторы. Иногда актер совмещает все эти роли и ставит свое выступление сам.

Режиссер моноспектакля может инсценировать так называемую монодраму по сюжету единственного произведения или создать спектакль-концерт из нескольких стихотворений, песен, коротких рассказов одного или разных авторов. В качестве литературной основы в таком сольном представлении используются традиционные пьесы, автобиографии, поэтические сочинения. Некоторые из них изначально пишутся под конкретного актера.

Первые выступления, похожие на моноспектакли, появились еще несколько тысяч лет назад, когда артисты ходили по городам и рассказывали мифы и легенды из народного эпоса. Затем в этом же жанре выступали греки, английские менестрели и французские трубадуры. Новое развитие театр одного актера получил в начале XVIII века, когда в узких кругах стали проводить вечера искусств, которые не были рассчитаны на широкую публику. Вновь к этому жанру обратились в 60-х годах XX века. В СССР в нем выступали Михаил Козаков, Леонид Филатов, Алиса Фрейндлих, Валерий Золотухин. Сейчас моноспектакли ставят для опытных мастеров во многих российских театрах: Сатириконе, МХТ им. А.П. Чехова, Центре им. Мейерхольда.

Автор: Снежана Черныш