Найти тему
Коудайс МКорма

Без лишних потерь: как снизить технологический брак яйца на производстве

Яйцо – это главная цель, ради которой мы содержим кур. Бессмысленно инвестировать в яичный бизнес, если яйцо бьется на финальной стадии его производства. Одним из эффективных решений для снижения технологического брака продукции на 2–5% стало оборудование «элект­ ронное яйцо».

Пищевое яйцо является конечным этапом длинной производственной цепи, каждое звено которой вносит свой вклад в обеспечение потребителя качественным продуктом. При этом в каждом звене этой цепи есть целый ряд элементов, где что-то может пойти не так. Необходимо прикладывать все усилия для того, чтобы этот конечный продукт находился под тщательным контролем.

Путешествие к потребителю начинается, после снесения, как только яйцо покидает клетку. Маршрут следования пищевого яйца может в значительной мере отличаться на различных предприятиях. Выбор системы упаковки обусловлен размером предприятия и особенностями логистики яйца. Система упаковки может быть локальной (внутренней) или централизованной (внешней). Локальная подразумевает упаковку яйца непосредственно на птичниках, преимущество централизованной системы заключается в том, что на сортировку сюда приходит все яйцо от несушки разного возраста, что дает возможность собрать и отсортировать яйцо всех весовых категорий.

Схема маршрута транспортировки яйца от клетки до упаковки. Красным выделены переходы с высокой вероятностью повреждения
Схема маршрута транспортировки яйца от клетки до упаковки. Красным выделены переходы с высокой вероятностью повреждения

Яичная скорлупа - это уникальная структура, достаточно прочная, обеспечивающая защиту цыпленка от негативного воздействия окружающей среды. Скорлупа защищает яйцо от бактерий, но обеспечивает газообмен между содержимым яйца и внешней средой. На формирование скорлупы у несушки уходит больше всего времени - 20 часов. Жаль, если все эти усилия оказываются напрасными и яйцо повреждается на пути к потребителю. Все, что происходит с яйцом после снесения, требует особого внимания.

Электронное яйцо имитирует по форме и массе (62,5 г) яйцо средней категории
Электронное яйцо имитирует по форме и массе (62,5 г) яйцо средней категории

Большинство факторов, от которых зависит качество куриного яйца, могут быть проанализированы очень легко визуально: размер, форма, цвет и визуальные дефекты, однако существуют проблемы за пределами вашего контроля, о которых также необходимо знать.

После снесения яйцо может быть повреждено и иметь различные дефекты: бой, насечка, трещина, вмятина или прокол. В каждой системе имеются свои «узкие места», требующие особого контроля. Необходимо внимательно изучить маршрут перемещения яиц от несушки до упаковки: ударяются они обо что-нибудь на своем пути, катятся ли они слишком быстро, плавные ли переходы и стыки между конвейерами, плавно ли упаковывает машина.

Силы соударений при скатывании яйца из клетки на ленту яйцесбора
Силы соударений при скатывании яйца из клетки на ленту яйцесбора

Для диагностики пути яйца и выявления всех критических точек от снесения до упаковки у нашей компании «Коудайс МКорма» есть специальный прибор - «Электронное яйцо» имитирующее по форме, размеру и массе обычное куриное яйцо, представляя собой устройство, оснащенное специальными датчиками, регистрирующими удары и столкновения, которые яйцо получает при движении по транспортировочной системе. Соударения регистрируются прибором и посредством Wi-Fi передаются на специальный планшетный компьютер в режиме реального времени. Т.е. можно сразу же детектировать критические точки, для принятия необходимых мер. Регистрируются как сила соударений, так и их количество; результаты измерений представляются в виде графиков. Сила ударов выражается в единицах «g» (9,8 м/с²). Для яиц, имеющих нормативную прочность скорлупы, все соударения в процессе транспортировки можно условно разделить на: сильные 40-60 единиц, средние – 20-40 единиц и слабые – менее 20 единиц.

Типичный переход с ленты яйцесбора на транспортер
Типичный переход с ленты яйцесбора на транспортер

В качестве примеров приведены результаты измерений на предприятиях наших клиентов. Из клетки яйцо напрямую скатывается на ленту яйцесбора, где может соударяться с ограничивающим бортиком либо с яйцом, лежащим на ленте.

В данном случае средние и сильные соударения (до 46 ед. g) – при контакте с огранивающим бортиком и сильные соударения – при контакте с яйцом, лежащимна ленте. В данном случае мы рекомендовали закрыть бортик ударопоглощающим материалом, что снизило силу соударения вдвое. Далее яйцо с ленты перекатывается на транспортеры, которые направляют его на центральный пункт яйцесбора.

В случае перехода яйца с ленты яйцесбора на транспортер были зафиксированы сильные соударения до 60 ед., которые могут повредить даже изначально крепкие яйца. По- сле того как мы заменили металлическую переходную планку на пластиковую и снизили перепад уровней, сила соударений не превышала 20 ед. (слабые соударения). Удары, которые яйцо получало при пе- реходе между транспортерами, были средней и сильной силы (40–50 ед.). После того как совместно со специалистами мы снизили перепад уровней между транспортерами, сила соударений не превышала 25 ед.

-6

Для сохранения качества яйца необходимо, чтобы переходы между транспортерами были максимально плавными, а лента – чистой. Огрехи на участках соединения элементов систем транспортировки яйца при- водят к увеличению насечки и боя до 10%. Кроме того, яйцо может повреждаться от работы перекладчиков или упаковщиков, и очень важно, чтобы машины были откалиброваны и регулярно проверялись. Наличие 4–10% боя и насечки – не выдающийся результат. При грамотно настроенном оборудовании количество насечки не должно превышать 1–2% (в зависимости от возраста птицы и длины пути транспортировки). Чем длиннее путь транспортировки яйца, тем более тщательным и постоянным должен быть мониторинг. Стоит подчеркнуть, что вне зависимости от изначальной прочности скорлупы вероятность появления насечки возрастает при увеличении и количества, и силы соударений яйца в процессе транспортировки. Другими словами, для образования насечки яйцо вовсе не обязательно должно получить критическое соударение. Любые соударения негативно сказываются на прочности скорлупы, и даже в случае полного отсутствия сильных соударений к образованию насечки может привести большое количество соударений средней силы. Поэтому всегда следует стараться максимально оптимизировать транспортировочную систему (везде, где это возможно), а также стараться уменьшать количество и си- лу соударений, которые испытывает яйцо в процессе транспортировки и сортировки. Поскольку в процессе эксплуатации оборудование изнашивается и со временем изменяется взаиморасположение деталей, следует проводить регулярный мониторинг. Естественно, что полностью избавиться от соударений невозможно, а для улучшения транспортировочной системы в некоторых узлах требуются определенные денежные затраты. Тем не менее, без них можно обойтись, если в выявленных проблемных местах произвести более точную настройку системы или применить ударопоглощающие материалы для уменьшения силы соударений. В лю- бом случае, мы считаем, что усилия, затраченные на усовершенствование транспортировочной системы, не будут напрасны и обязательно себя оправдают.

Компания «Коудайс МКорма» оказывает комплексное техническое сопровождение своим клиентам (около 30 яичных птицефабрик), постоянно занимается поиском новых технологических решений для снижения технологического брака яйца и улучшения показателей себестоимости производимой продукции. Экономические потери для предприятий, занимающихся производством инкубационного яйца, еще более серьезны, поскольку брак яйца может значительно снижать выводи- мость и сохранность суточных цыплят. Использование оборудования «электронное яйцо» позволило многим нашим партнерам снизить процент технологического брака яйца на 2–5%. Экономическая выгода от использования данного оборудования регулярно подтверждается на практике.

Автор:

Александр Яловенко, технолог по микроклимату «Коудайс МКорма»