Здравствуйте, уважаемые подписчики и гости канала. Сегодня поговорим о коллективном подвиге наших советских моряков, совершенном весной 1942 года. "Старый большевик" был спущен на воду в 1933 году и относился к разряду крупнотоннажных лесовозов (длина около 111 м, водоизмещение - 8780 тонн, грузоподъемность - 5700 тонн генеральных грузов или 5100 тонн лесных материалов). И вот этот лесовоз ждала поистине героическая судьба. На корабле установили два зенитных орудия и четыре зенитных пулемета. Превращенный в транспорт, лесовоз вошел в состав каравана PQ 16.
В конце марта "Старый большевик" пришел Нью-Йорк, где на него загрузили более четырех тысяч тонн взрывчатки и несколько самолетов на палубу. В начале мая наши моряки взяли курс на Рейкьявик, где собственно и окончательно формировался конвой. В его состав вошли 35 грузовых судов. А также в сопровождении четыре крейсера и три эсминца, 17 более мелких кораблей. Начиная с 25 мая 1942 года, когда конвой PQ 16 достиг острова Ян-Майен, он начал подвергаться авианалетам Люфтваффе. Спасали свои собственные зенитки, но три торпеды все-таки были выпущены, благодаря мастерству рулевого Бориса Аказенка, маневром удалось избежать попаданий. Также именно "Старый большевик" был атакован немецкой подводной лодкой, и вновь удалось увернуться от торпеды.
Я напомню, в трюмах было более 4 тонн взрывчатки (!). Любое попадание было смерти подобно. Как шутил старший помощник капитана Петровский:
Зато смерть у нас будет легкая. Но такого удовольствия мы фрицам не доставим.
Бой шел практически непрерывно более трех суток. Было потоплено 7 судов конвоя. Но "Старый большевик" отбивал все атаки противника. А их было не 2-3, а аж 47 (!!!). Попадание все-таки случилось, бомба взорвала бак транспорта. Но удача любит смелых и нашим морякам крупно повезло - взрывчатка не сдетонировала. От взрыва бомбы остановились машины. К чести британских моряков, к нашему транспорту подошел их корвет и предложил экипажу перейти на свой корабль, а "Старый большевик" расстрелять из пушек. При этом прекрасно зная, что в трюмах взрывчатка. Капитан Афанасьев ответил:
Нет. Большое спасибо, расстрелять нас и немцы могут. Не затем перли груз от самой Америки, чтобы здесь потерять. Уходите. Ваша совесть чиста. Доброго вам пути.
Караван ушел, а "Старый большевик" остался один, не на ходу и без поддержки. При этом на транспорте был пожар. Другие участники конвоя уже записали экипаж в покойники. Но, советские моряки удивили всех. Когда караван уже подходил к Кольскому заливу, было замечено неизвестное судно. Черный обгоревший корабль, еле живой, на предельной скорости догонял караван. И это был "Старый большевик". Экипаж не только погасил пожар, но и починил машины. За несколько дней им удалось догнать караван PQ 16. Флагман каравана поднял на мачте сигнал: "Восхищен вашим мужеством". Британское адмиралтейство прислало свою благодарность и восхищение небывалым мужеством советских моряков. В то время в Великобритании известие о подвиге "Старого большевика" было главной новостью в печати.
Указом Президиума Верховного Совета СССР: капитану Афанасьеву А.А., старшему помощнику Петровскому К.М., рулевому Аказенку Б.И. было присвоено звание Героя Советского Союза. Сам же теплоход был награжден Орденом Ленина. Весь экипаж награжден государственными наградами. Вот такой вот героический массовый подвиг совершил советский экипаж обычного транспорта. Если понравилась статья, ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал. До встречи.
Колесников Василий Григорьевич ©.