Найти в Дзене
Темный критик

«Зоя», «Девятаев» и «дело BadComedianа»

Современный российский кинематограф редко может удивить нас действительно качественными работами. Вроде уже и картинку красивую делать научились, и от «советской цензуры» избавились. А вот всё как-то не везет на шедевры кино. Особенно не везет с кино историческим. Так как оно у нас плотно перемешано с политикой, с «повесточкой» сегодняшней политической, экономической и творческой элиты. Да-да, у нас тоже есть своя повесточка. Не такая, как в США (где кинематограф тоже потихоньку ломается), но всё-таки. Наша повесточка своеобразнее, так сказать, с «аутентичным» оттенком. Основные постулаты примерно такие: индивидуализм — круто, православие — рулит, власть — стабильно-священна и ее менять нельзя ни в коем случае, будет плохо. Бороться надо не за массовые идеологические убеждения, а за что-то свое, особенное. Ну или просто за родину, неважно, как она к тебе при этом относится. Обычное охранительство, в сочетании с модным индивидуализмом двадцать первого века. Всё это не ново. Про перипе

Современный российский кинематограф редко может удивить нас действительно качественными работами. Вроде уже и картинку красивую делать научились, и от «советской цензуры» избавились. А вот всё как-то не везет на шедевры кино.

Особенно не везет с кино историческим. Так как оно у нас плотно перемешано с политикой, с «повесточкой» сегодняшней политической, экономической и творческой элиты. Да-да, у нас тоже есть своя повесточка. Не такая, как в США (где кинематограф тоже потихоньку ломается), но всё-таки.

Наша повесточка своеобразнее, так сказать, с «аутентичным» оттенком. Основные постулаты примерно такие: индивидуализм — круто, православие — рулит, власть — стабильно-священна и ее менять нельзя ни в коем случае, будет плохо. Бороться надо не за массовые идеологические убеждения, а за что-то свое, особенное. Ну или просто за родину, неважно, как она к тебе при этом относится. Обычное охранительство, в сочетании с модным индивидуализмом двадцать первого века.

Это было хорошо видно и в «Союзе Спасения», где декабристы смотрятся слабо в сравнении с Николаем I, а идеологии восставших также практически не уделено внимания.
Это было хорошо видно и в «Союзе Спасения», где декабристы смотрятся слабо в сравнении с Николаем I, а идеологии восставших также практически не уделено внимания.

Всё это не ново. Про перипетии российского кинематографа нам бодро и весело рассказывает известный блогер под названием BadComedian, он же — Евгений Баженов. Его обзоры покорили миллионы людей. И вот недавно вышел ещё один. Про фильм «Зоя». В обзоре был вскользь упомянут и другой фильм, Тимура Бекмамбетова, под названием «Девятаев». Последнее кино успели хорошо разобрать другие блогеры.

И знаете, в этих фильмах есть нечто общее. Прежде всего, они посвящены реальным людям. И Зоя Космодемьянская, и Михаил Девятаев реально существовали. Вот только из Зои сделали борца за «булочку и трамвайчик», а Девятаеву добавили линию с якобы другом «власовцем Колей».

Забавно, кстати. Я как-то писал про фильм «Т-34», там тоже примерно в ту же сторону. Только вместо «власовца Коли» — «добрый нацист Клаус». И дело даже не в предательстве и не в том, что нацисты-власовцы-враги и так далее. Сама линия пустая даже с художественной точки зрения, в обоих случаях.

Ведь «нацист Клаус» был военным бездарем по факту (хотя актер норм в роль вошел), остался убежденным гитлеровцем, не помогал главным героям, не проявлял милосердие. Он никак не поменялся на протяжении всего фильма. Зачем жать такому руку? С «власовцем Колей» та же тема: он ничего хорошего в фильме не сделал для Девятаева, их дружба также толком не показана. Тут актеры не при делах, просто таким персонажам сопереживать нереально, полный тупик.

Причем это бросает тень и на главных героев. Как будто у них не война, а просто соревнование дружеское, во многом личное.
Причем это бросает тень и на главных героев. Как будто у них не война, а просто соревнование дружеское, во многом личное.

С «Зоей» чуть сложнее. Мессианские намеки в картине, как мне думается, — дело творческого непонимания. Реальная Зоя могла показаться творцам просто «фанатичной коммунисткой». А такое сейчас показывать нельзя. Да, именно так, нельзя. Никто вам не даст на такое денег. Единственный вариант для создания «советского кино» — это снимать идейным красным идейное кино на свое бабло. Кто платит, тот и музыку заказывает.

Коммунистическая идеология не может быть приемлемой для нынешней элиты, вообще для тех, кому живется хорошо. Эта идеология для тех, кому живется «не очень». Зоя Космодемьянская была человеком своего времени, а сейчас времена совсем иные. «Социалистический реализм» и лозунги в кино а-ля «За родину, за Сталина» ныне особо никому не нужны.

Поэтому так и получается: Зоя Космодемьянская есть, немцы есть, даже Сталин внезапно есть. Вот только выходит жесть какая-то, которую смотреть сложно. А другого продукта не будет. Его создавать, повторюсь, некому. Ушло то поколение, для которого Великая Отечественная война была хронологически близким событием. Уже и той страны нет, теперь вместо нее — полтора десятка стран. И все друг друга активно «любят», у каждой — свой агитпроп, отвечающий интересам местных элит.

И при этом этот агитпроп не сильно интересуется, как там раньше было. Оттуда и столько халтуры в кино.
И при этом этот агитпроп не сильно интересуется, как там раньше было. Оттуда и столько халтуры в кино.

Поэтому BadComedian крутой, он делает годные ролики... вот только ситуация, на мой взгляд, в корне меняться не будет. Почему? Потому что двадцатый век давно закончился. Эпоха Мировых войн, Холодной войны, новых идеологий, партийных монополий на власть и пропаганду ушла. Теперь есть новые поколения, информационное разнообразие на любой вкус, вездесущий интернет, который из каждого может сделать звезду или аналитика.

Потребности у людей тоже сильно изменились. Вернее, они обнажились полностью. Большинству достаточно относительно сытой и безопасной жизни, желательно долгой и веселой. А драться за идею, которая там где-то через десятилетия может быть прорастет... Прорастет, а ты и не увидишь, смысл? Скорее всего, не прорастет никуда, чему ярким доказательством является как раз двадцатый век.

Что же делать в такой ситуации? Зависит от того, какая идея вам больше нравится. Можно смотреть документалки, можно читать книги, можно попытаться снять свой обзор или свое кино, пусть и любительского уровня.

Но надо быть очень наивным человеком, чтобы верить в то, что не-коммунисты или антикоммунисты будут просто так снимать прокоммунистическое кино. То есть такое кино, в котором сторонники обобществления частной собственности и любители «диктатуры пролетариата» будут выглядеть привлекательно. Плюс будут понятны их идеи и то, за что они борются.

Но по доброй воле такое продвигать никому не нужно. Только недовольным существующим положением дел, но у них, как правило, денег нети
Но по доброй воле такое продвигать никому не нужно. Только недовольным существующим положением дел, но у них, как правило, денег нети

Нет, не будут. Поэтому из советских героев надо сделать героев современных, чтобы остальным было понятней. Этого требует политика, этого требуют интересы «верхушки», этого требует двадцать первый век. Потому что эпоха индивидуализма, да, вот она, кушайте.

Пройдет еще тридцать — сорок лет и все эти скандалы, споры, дискуссии будут слишком «узкими». Просто потому, что окончательно память о Великой Отечественной отойдет на дальний план, не останется не только участников события, но и их прямых потомков. Но, конечно, смотреть фильмы вроде «Зои» или «Девятаева» рекомендовать никому не могу: они слабы практически во всем, не только в отображении реальных событий или в идеологическом посыле. Обзоры Бэда действительно качественнее, хоть и не меняют особо общую ситуацию с кино...

А с вами был Темный критик, еще увидимся. Ставьте лайки понравившимся статьям, это очень важно для развития канала. И да, у меня еще есть отличный паблик в ВК, заходите! Еще один мой канал на Дзене, про войны и политику прошлых веков — Темный историк.