Найти в Дзене
Павел Ермошин

Дело Берки Дизика

Изучая судебную практику времён Российской Империи можно найти совершенно удивительные судебные дела. В 1895 году у зажиточного еврейского торговца Берки Дизика умерла мать. Местная еврейская община потребовала внести пожертвование в размере 10 000 рублей для организации похорон, сам Берки первоначально согласился только на 1000 рублей. Тогда отдельные представители местной еврейской общины попытались устроить погром в доме Берки Дизика и отказались хоронить умершую мать, в итоге торговец пожертвовал местной общине 3400 рублей. После похорон матери, Берки Дизик обратился в суд с просьбой вернуть 3400 рублей, так как данное пожертвование было совершено по принуждению. Хотя сделку, согласно действующему на тот момент законодательству, можно можно было признать недействительной только в том случае, если имело место принуждение, караемое уголовным законом, Уманский окружный суд и в рамках апелляции Киевская судебная палат, решили дело в пользу Дизика. Однако представители местной еврейс

Изучая судебную практику времён Российской Империи можно найти совершенно удивительные судебные дела.

В 1895 году у зажиточного еврейского торговца Берки Дизика умерла мать. Местная еврейская община потребовала внести пожертвование в размере 10 000 рублей для организации похорон, сам Берки первоначально согласился только на 1000 рублей. Тогда отдельные представители местной еврейской общины попытались устроить погром в доме Берки Дизика и отказались хоронить умершую мать, в итоге торговец пожертвовал местной общине 3400 рублей.

После похорон матери, Берки Дизик обратился в суд с просьбой вернуть 3400 рублей, так как данное пожертвование было совершено по принуждению. Хотя сделку, согласно действующему на тот момент законодательству, можно можно было признать недействительной только в том случае, если имело место принуждение, караемое уголовным законом, Уманский окружный суд и в рамках апелляции Киевская судебная палат, решили дело в пользу Дизика.

Однако представители местной еврейской общины в рамка кассации обратились в Правительствующий сенат Российской империи. Сенат заключил, что «в настоящее время и такое принуждение, которое не карается уголовным законом, может иметь значение обстоятельства, нарушающего свободу согласия при совершении сделки». Таким образом, Дизик выиграл, решения судов были Сенатом утверждены.

Возможно, данное дело послужило исторической основой для статьи 179. Недействительность сделки, совершенной под влиянием обмана, насилия, угрозы или неблагоприятных обстоятельств в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Литература

1. Решения Гражданского Кассационного Департамента Правительствующего Сената № 21 за 1901 г.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая.