Только никакой душещипательной истории не будет. Как Сашка меня мамой назвала, как мы с ней обнялись и заплакали. Да вот фигушки.
Для непосвященных: у меня два приемных ребенка. Старший, Макс, уже совсем вырос. Ему уже 25 лет, он полностью самостоятельный и давно живет отдельно. Сыном при этом быть не перестал. Сейчас живем с девочкой Сашкой почти 17-ти лет от роду. Живем уже пятый год. Сейчас уже у нас с Саней все хорошо. А начиналось все настолько трудно, что даже приходили мысли от Сашки отказаться.
Макс пришел ко мне в 8 лет, Саня - в 12. Чаще я пишу про Сашу, но иногда воспоминания про Макса всплывают. Если интересно, как живут семьи с приемными детьми - милости прошу в начало канала.
Доброе утро всем. Доброе утро, Клуб!
И я услышала, как Сашка выпсиховывается и ругается с бабушкой.
- Ну а как мне ее назвать, если я у нее живу, и она обо мне заботится! Да, и шоколадом кормит, а тебе какое дело! Я - не за шоколад! Всё, ба, отстань!
И Сашка бросила трубку и вышла из своей комнаты с упрямо задранным вверх подбородком. Бабушка трезвонит Сашке на телефон. Сашка с упрямо сжатыми губами трубку не берет.
- Саааша, ну разве можно так со старшими разговаривать? Особенно с собственной бабушкой!
(Если честно, то ругаю я Сашку ну просто потому, что надо ж ребенка воспитывать. Бабушка может запросто позвонить ребенку в "прихваченном" состоянии, при этом Санька как-то сразу, по первым словам определяет, когда бабушка уже поддатая, а когда - нет. Я этого не могу распознать до сих пор. Как бабушка умудряется, не выходя из дома (старый перелом, и бабушка по квартире на третьем этаже передвигается на "ходунках" и из подъезда выходит в исключительно редких случаях), при пенсии в 10 000 рублей еще и находить возможность отметить очередной день взятия Бастилии, для меня до сих пор загадка. Санька во всём винит соседей. Это они к бабушке сами приходят и выпить приносят! Спорю с Санькой: у нас тоже куча соседей, и что-то никто из них за целый год мне ни разу выпить не принёс.)
Санька мне даже ничего ответить толком не успела, как зазвонил мой телефон.
- Ишь ты, конфетами своими прикормила! Мамой заделалась! Какая ты ей мама? Ты ей не мать, ее мама, доченька моя, лежит в сырой земле...
Ну, и понеслось... Ни фига ничего не понимаю. Какой мамой я заделалась? При чем тут шоколад? Я Саньке и не мама вовсе, а теть Люда. Почти год - тёть Люда. Стою, глазами хлопаю.
Оказывается, Сашка в разговоре с бабушкой назвала меня мамой! Рассказывала какое-то событие из нашей жизни ну и "и мы с мамой поехали..." Бабушке, само собой, это не понравилось. Ишь, придумала, чужую тетку мамой звать! Нельзя забывать родную мать, мать у тебя одна! Была...
А я их всех понимаю. И бабушку мне жаль. Вот какая бы она ни была... Шутка ли - в одно лето двух дочерей похоронить, внучку вот забрали, живет у чужих людей, а тут еще вишенка на торт: чужая тетка внучке теперь мамой стала.
И Сашку понимаю: в школе все время кому-то говорят: "Вызову маму в школу! Сейчас позвоню маме и расскажу, что ты тут вытворяешь!" и "Передайте своим мамам, завтра родительское собрание и мамы должны принести по пятьсот рублей!" А Сашка весь год всех поправляет, что в отношении ее надо говорить не "маме", а "тете Люде!".
Вот Сашка на каком-то автопилоте в разговоре с бабушкой, похоже, просто оговорилась. И если бы бабушка эту оговорку вот так категорически и в штыки не восприняла, не заметила, так может, так бы я "теть Людой" и осталась. Но зная Сашку...
В обычной жизни я всё еще "тёть Люда" вроде, а вот стоит позвонить бабушке... "Мааам, а ты мои ключи не видела?" или "Баб, подожди, я сейчас у мамы спрошу..."
Бабушка психует. Мы с бабушкой уже и поговорили по этому поводу, пока девчонки в школе были. Что я на "маму"-то не напрашиваюсь, мне и "тёть Людой" быть ничо так. Бабушка вроде б подуспокоилась, никаких претензий ко мне не предъявляет...
Сашка бабушку этим мамканьем в мой адрес дразнила пару недель. Я начну с Сашкой говорить:
- Зачем ты это делаешь? Ты же специально бабушку дразнишь! Ей же неприятно слышать, как ты меня мамой называешь!
А Санька:
- В школе у всех - мамы. Ты заботишься обо мне, как мама! Я и бабушке говорю, что раз ты КАК МАМА, то я сама решу, кого и как мне называть! И не надо бабушке мне указывать, я сама разберусь! Пусть бабушка привыкает!
Главное дело - не я привыкаю, не Сашка сама привыкает... Ну, вот воспитывая бабушку, мы с Сашкой как-то потихоньку-полегоньку и привыкли к тому, что я иногда - мама. Когда - "мама", а когда - "тёть Люд". "Тёть Люд" потихоньку становилось все меньше и меньше, "мам" становилось все больше и больше, а вскоре "тёть Люд" и вовсе исчезло.
И классная наша отметила, что Сашка перестала учителей поправлять, что передать надо не маме, а "тёте Люде!" Ну вот классная говорит: "Передайте своим мамам", и Саша головой кивает, маме так маме...
Нельзя заставлять или выпрашивать, чтоб ребенок тебя, чужую ему тётку, называл "мамой". Но и запрещать - тоже нельзя. Это моё личное мнение. А в тот момент, когда ты становишься для ребенка "мамой"... Ты становишься - МАМОЙ. Мамой, а не "тёть Людой".
Так что не будет слезно-красивой истории, как Саша в первый раз неожиданно "мама" в мой адрес сказала, и как у меня чашка из рук выпала и разбилась вдребезги, или молоко там мимо чашки лилось, а я, отвернувшись к стене, долгожданную слезу утирала. Сначала я слышала, что я для Сашки "мама" в третьем лице. "Мамой" я как-то заочно, что ли, сначала стала, возможностью для Сашки опять повоевать с кем-нибудь, в данном случае - с бабушкой. Ну, такой уж у неё характер...
А вот с Максом у меня всё опять же по-другому было.
Надо же... Сижу, думаю. Каждый из моих детей называл меня "мамой". Первый - полное и безграничное доверие и любовь с первого взгляда, Сашкин - какой-то долгий и осмысленный, что ли, путь до "мамы". Наверное, в следующий раз будет про Макса. И про то, как я мамой стала сразу же. Мгновенно и насовсем.