Я РОДОМ ИЗ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Зачастую, в своих встречах с читателями, я начинаю со слов: «Я родом из Советского Союза…» Что я вкладываю в них? Не говорит ли во мне ностальгия по прошлому, по СССР? Может быть. Почему нет? Ностальгия – это не обязательно тоска по прошлому, признак старости или что-то другое в этом роде. Мои чувства, правда, можно назвать как ностальгия. Ностальгия, но не по прошлому, а по утраченному прекрасному будущему, которое могло бы стать продолжением Великого Союза.
Нынче только ленивый не ругает и не поносит времена СССР. Я не из тех. Ругать Великую державу, в которой жил, это всё равно, что плевать в колодец, из которого ты пил воду.
Моё детство было послевоенное, голодное. Многого не хватало. С ребятами мы катались зимой на обрезках камыша, приспособив их вместо коньков, привязав бечевкой к башмакам.
Одиннадцатилетним мальчишкой, вместе со взрослыми, я ликовал, глядя в экран черно-белого телевизора – полёт Юрия Гагарина в космос! Какой это был всенародный восторг! Люди на улице обнимались, плакали, стихийно собирались во дворах, накрывали столы, устраивали сабантуй, каждый нес, что мог, кто лепешки, кто селёдку, кто банки с соленьями, водку… Люди не скрывали своих чувств, ощущали единение с огромной страной! Позже я узнал, что в тот памятный день 12 апреля 1961 года, поэт Олжас Сулейменов написал поэму «Земля, поклонись человеку!», посвятил её Гагарину. Там есть такие строки:
«…Это было победой.
А ты оторвал от земли,
От родной.
От зелёной
Историю человека,
Осветил её пламенем
Тайны космической мглы.
Это стало началом
Второго
Великого
Века».
Потом полетят в космос Герман Титов, Андриан Николаев, Павел Попович, Валерий Быковский, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова…. Первый выход человека в открытый космос Алексея Леонова…
Нынешнее время сурово. В сознании людей размывается настоящее, а истинное заменяется ложным. Оттого память моя всё чаще возвращается к «Весне на Заречной улице», где «Был месяц май» и в «Чистом небе» «Летят журавли»…
Еще недавно в единой семье с Россией процветали национальные культуры. И люди были, что надо! Эмиль Лотяну, Евгений Дога, Арам Хачатурян, Ходжакули Нарлиев, Ильёр Ишмухамедов, Витаутас Жалакявичус, Толомуш Океев, Михай Волонтир, Светлана Тома, Иван Миколайчук, Богдан Ступка, Майя Аймедова, Рустам Сагдуллаев, Дилором Камбарова, Суйменкул Чокморов, Татьяна Турсунбаева… Не говорю уже о прибалтийских артистах – там золотая россыпь – их любила вся страна: Вия Артмане, Донатас Банионис, Эльза Радзиня, Регимантас Адомайтис, Юозас Будрайтис, Альгимантас Масюлис, Лембит Улфсак, Ивар Калныньш… Многие до сих пор помнят многосерийный фильм «Долгая дорога в дюнах» с Лилитой Озолиня и Юозасом Киселюсом в главных ролях. А Юри Ярвет, сыгравший в фильме Григория Козинцева «Король Лир», он же лучший король Лир всех времен и народов!
Советское время было золотым веком литературы! Михаил Шолохов, Алексей Толстой, Андрей Платонов, Михаил Булгаков, Анна Ахматова, Александр Грин, Александр Твардовский, Борис Пастернак, Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Василь Быков, Фазиль Искандер, Василий Белов, Юрий Казаков, Василий Шукшин, Владимир Солоухин, Александр Вампилов, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадуллина, Ион Друцэ… Через русский язык выходили на мировой простор Чингиз Айтматов, Абдижамил Нурпеисов, Расул Гамзатов, Кайсын Кулиев, Давид Кугультинов…
Они были и есть, и останутся – в истории и в памяти людской.
Стиляги. Сейчас мало, кто скажет, что это такое.
Я был стилягой, носил яркую цветастую рубашку и брюки дудкой. И волосы, напомаженные бриолином, собирал копной на макушке а ля Пресли. Стиляга – это выражение свободного духа и стремление к синему горизонту! В нашем братстве не было никакой агрессии и ничего похожего на пошлятину. На девушек мы смотрели с замиранием сердца и не позволяли себе грубостей в их адрес.
Тогда попросить соли или спички у соседа было явлением обычным. А сейчас разве можно такое представить?
90-е годы кое для кого золотые, а для меня они, как и для большинства людей – трагические. Страна лежала в руинах, люди вокруг, от перелома души, безнадёги, умирали кучами, валились, точно деревья, спиленные у основания. Заводы стояли, закрывались детские сады, царила безработица, вчерашние профессора торговали шмотками, лютовала преступность. Выходя из дома, я не знал, вернусь ли живым домой. Окружающая атмосфера притупляла у многих, как и у меня тоже, инстинкт самосохранения.
Слава Богу, нынче в России потихоньку всё налаживается. И наладится! Но недовольных – пруд пруди. Они либо провокаторы, либо беспамятные. Так и хочется спросить – вы забыли, как было в девяностых?!
А еще этот коронавирус проклятый появился. И как говорит наш президент, – мы одолели чуму, одолели фашистов и с этой заразой справимся!
Справимся, непременно!