Послушаем пару мнений, а ссылки на источники вы найдёте ниже.
Согласно Индексу восприятия коррупции от 2018 года, Россия находится примерно на одном уровне с Папуа — Новой Гвинеей, Ираном и Гвинеей-Бисау. Что не слишком хорошо, но и не чересчур возмутительно.
Обратите внимание, что индекс основан на восприятии. Таким образом, мы должны «умерить счёт», принимая во внимание два важных фактора.
- Податное налогообложение, которое лишь отчасти является коррупцией. Это важный политический инструмент обеспечения сплочённости правящей элиты и преемственности управления.
- Культурные предубеждения. Россия воспринимается многими как «белая страна», относящаяся к европейской культурной традиции. Она сравнивается с тем, как обстоят дела в западных, менее коррумпированных странах, а не со своими азиатскими соседями, которые коррумпированы точно так же или больше. Во многих азиатских странах семейные и родовые связи считаются естественным, вечным фактором принятия деловых решений, в то время как в русской культуре семейственность и кумовство всегда считались плохими вещами.
За исключением либеральной оппозиции Путину (как абсолютно маргинального игрока), в стране нет ни одной политической силы, которая ощущала бы заинтересованность в борьбе с коррупцией. Все партии, представленные в парламенте, коренятся на олигархических клановых интересах, и не видят смысла менять установленный порядок.
«Все воруют, страна крепчает» — старая советская пословица.
По материалам публикации (англ.).
***
Это довольно серьёзная, системная, тысячелетняя проблема. Вероятно, она будет исправлена в следующем тысячелетии, не беспокойтесь.
Вы, наверное, слышали о коррупции в России как о «коррумпированном путинском режиме». Это неверно. Дело не в том, что «путинский режим» не коррумпирован. Дело в том, что за всю письменную историю России известен только один менее коррумпированный режим — сталинский. Спасибо, но нет, не надо.
Более серьёзная проблема заключается в том, что некоторые никогда не слышали о «коррумпированном режиме Ельцина», который на самом деле был коррумпирован на порядки более. Поэтому тот, кто говорит о коррупции в России, правах человека, контроле над СМИ и других вопросах, явно делает это из эгоистических соображений, а не из искренней заботы о благополучии России.
Вот одна из причин, почему коррупцию так трудно искоренить: иногда она действительно исправляет ошибки. Иногда это та самая «невидимая рука рынка», которой так гордится Запад.
Когда Москва «голодала», люди с Кавказа привозили еду. Они повсюду строили свои нелегальные рынки. Сначала они были недоступны среднему гражданину. Постепенно, по мере того как они наводняли город, они становились всё дешевле и дешевле. И, несмотря на обиды, они накормили всех. Конечно, они подкупали городских чиновников, пожарную и санитарную инспекцию. Конечно, они оплачивали охрану рэкетирам. Конечно, иногда говядина, которую они продавали, вероятно, не была говядиной. Но без них город голодал бы. Люди компенсировали неэффективность своего разваливающегося правительства и общества (из чисто эгоистических соображений) и тем самым кормили всех.
То же самое с врачами. Медицина должна была быть бесплатной, но, принимая незаконную оплату, врачи могли фактически сохранять свою профессию, а не бежать продавать пиво для того, чтобы выжить.
Итак, коррупция берёт верх, когда общество «отстаёт». В некотором смысле это порочный круг: когда всем платят под столом, никто не платит налоги, полиции и другим государственным служащим. Им не хватает денег, чтобы выжить, поэтому они вынуждены брать взятки, которые им дают те же самые налогоплательщики. Потому что это деньги, которые они сэкономили на налогах. В конце концов всё уравновешивается.
Постепенно, по мере того как общество совершенствуется, оно берёт на себя эти функции. Но это постепенный процесс.
По материалам публикации (англ.).