Сегодня разберём три свежих сериала жанра хоррор, снятых в удобном формате - небольшие серии до 40 минут позволят посмотреть их под завтрак, в перерыве на обед или когда перед сном смотреть что-то полноформатное нет времени.
Они
Разделение на "они" и "мы", озвученное в знаменитом треке Pink Floyd, который поясняет, что "это лишь битва слов", старо как мир. Так устроена человеческая психика - нам нужны свои, и нам нужны враги. И несмотря на то, что тема межрасовой ненависти стала в последнее время занимать чересчур много места в кинопространстве, к сожалению, феномен дискриминации отнюдь не надуман - исследования биологов и психологов подтверждают наше предвзятое отношение к "другим".
Следом за высокобюджетным и лосковым проектом "Страна Лавкрафта", который, к сожалению фанатов одного из отцов жанра "хоррор", был задуман, как "Зеленая книга" в мире кошмаров, тему решили осветить и на платформе Amazon. Именно на этой площадке создавался проект "Они", рассказывающий историю семейства Эмори.
Итак, Генри и Лаки Эмори вместе с детьми Руби Ли и Грэйси осуществляют рискованное для 1953 года мероприятие - они переезжают в Лос Анджелес, при чем выбирают не самый удачный район - дом, который был продан им риэлтором располагается в "их" квартале, здесь живут исключительно белые. Параллельно нас знакомят с историей, которая случилась с Лаки и её новорожденным ребенком, пока Генри не было дома - несколько чужаков появляются на горизонте, распевая враждебную песню. Но больше нам знать не полагается - авторы будут распутывать этот клубок на экране на протяжении всех десяти серий.
Прибытие семейства в идиллический район (тут авторы рисуют нарочито глянцевую картинку а-ля "Эдвард руки-ножницы") становится, мягко говоря, шокирующим событием для местных жителей. Бетти Уэнделл, роль которой исполняет Элисон Пилл, чья белоснежная улыбка и образ фарфоровой куклы использовался как главный козырь в трейлере, сразу высказывает наиболее агрессивное отношение к приезжим и становится во главе армии сопротивления.
Пока семейство Эмори обживается в новом доме, а нас знакомят с коренными жителями квартала, их бытом, предрассудками и сплетнями, параллельно разворачивается начинает распутываться тот самый клубок, который стоит комом в горле у каждого из семьи главных героев. Если в реальности кошмар состоит в доносах в полицию, в развешивании угрожающих кукол и выжигании газона нетерпимыми соседями, то в подсознании героев разыгрывается не менее жуткая драма.
Отец семейства получает приличную работу, в то время, как Лаки пытается выживать в агрессивной среде - успокаивать и настраивать дочерей, которым также весьма несладко приходится в школе. Однако, и у Генри не всё идёт гладко - кроме выяснения отношений с начальством, глава семейства сталкивается с жуткими флэшбэками. Как и все остальные. Порой реальность смешивается с болезненными воспоминаниями и жуткими видениями, центровой персонаж которых у каждого Эмори свой - старшая дочь общается с какой-то девушкой, Грэйси слышит наставления от мисс Веры, Генри говорит с жутковатым блюзменом, будто сошедшим с постера, а Лаки видит какого-то проповедника в шляпе.
Мирный и благожелательный мирок жителей квартала кипит ненавистью, дрязгами и составлением планов изгнания, как и в фильме Бертона проЭдварда, глянцевая зефирная оболочка обнажает неприятное нутро, которое, как покажут дальнейшие события, также имеет корни в одиночестве, жестокости и отвержении. Не желая решать собственные проблемы - например у героини Пилл слабохарактерный муж и черствые родители - эти люди находят внешнего врага - а враги эти настолько погрязли в собственных травматических расстройствах и чувстве вины, что всё происходящее для них - лишь шумный и такой очевидный бэкграунд.
Сериал не получился великим, но получился хорошим, и в нем есть что-то очень своё. Да, тут есть остросоциальная тема, от которой мы подустали, тут есть обязательные темы ПТСР и кармы, но авторы нашли неплохой способ долго раскручивать тему "охотящегося прошлого" параллельно с драматическими событиями в реальности - это сделано в меру хаотично и в меру логично. Да, развитие героини Пилл несколько странная, да, тема проповедника и его истории съедает целую серию, выбивая зрителя из прежнего темпа, да, возможно, эта легенда несколько не к месту здесь. Но, в целом, сериал запоминается и смотреть его не скучно, благодаря персонажам и их жутким персональным монстрам.
Мертвецкая тьма
Этот свежий австралийский сериал в формате альманах хоррора вышел на Shudder буквально недавно и уже получил неплохие отзывы. Длительность серий - по 15-20 минут, каждый эпизод рассказывает отдельную историю, есть также сквозная сюжетная линия, которая, правда, мало что даёт проекту.
Каждому времени - свои "Байки из склепа". А каждой платформе - своя антология ужасов, формат стал абсолютно обязательным, и это понятно - люди почему-то жить не могут без хоррор-альманахов. Идея создать сериал, каждый эпизод которого рассказывал бы отдельную жуткую историю, далеко не нова - "Сумеречная зона" появилась ещё в конце 50х. С тех пор мы видели немало подобных проектов - "Байки из склепа", "Боишься ли ты темноты", недавний "Калейдоскоп ужасов".
"Мертвецкая тьма" предлагает 6 достаточно разноплановых эпизодов, авторы которых попытаются нагнать на вас жути за четверть часа. Первый выпуск с говорящим названием "Видеорегистратор_20191031" сразу подтверждает догадку о том, что события разворачиваются в ночь Хэллоуина, и да, снято всё в стиле мокьюментари или найденной пленки - эпизод берёт старт с места в карьер, демонстрируя нам через лобовое стекло Хэллоуин-вечеринку на открытом воздухе, с которой две главные героини тут же уезжают, переносясь из мира костюмированных плясок у костра в пространство узкой лесной дороги.
Девушки спорят о том, стоит ли остаться в этом скучном городе или пора переезжать, но скоро их диспут переходит на другую тему - они замечают на обочине перевернувшийся внедорожник, в котором кто-то застрял, после чего обсуждают, стоит ли вызвать полицию. После звонка в участок, девушки двигают дальше и дальше по дороге высвечивают фарами бредущую жертву аварии - она до странного бурно реагируют на них, сбегает, а девушки возвращаются к месту ДТП, чтобы дождаться полицию, только вот внедорожник куда-то исчез... Механика "Ведьма из Блэр" выполнена, по крайней мере, честно - никаких дополнительных камер, взявшихся из ниоткуда, а стилистически фильм сначала предвещает слешер, но позднее оказывается похожим на триллер "Тупик".
Есть эпизод о крысах, которые грозятся испортить свидание пожилому мужчине, есть пас "Черному зеркалу" - история о спортсменке, столкнувшейся с тренером-перфекцонистом, который даёт её странные задания в режиме онлайн, обязательный эпизод о травме, серия о влоггерах, отправившихся в жуткие пещеры. Разноплановость серий не даёт заскучать, технически всё сделано хорошо, хотя, конечно, это не премиальный уровень - но формат на это и не претендует. К сожалению, как первый, так и большинство других выпусков, не изобретают ничего принципиально нового - всё это мы уже не раз видели, но истории рассказаны достаточно хорошо. Жаль, что сквозная линия получилась совершенно скомканной и толку от неё никакого.
50 штатов страха
Ещё один проект, снятый в формате хоррор-антологии, а значит - снова самостоятельные истории. Правда, здесь авторы почему-то разбили каждую историю на 2-3 серии продолжительностью от 5 до 15 минут каждая. Вероятно такое решение продиктовано платформой - этот альманах вышел на платформе Qibi, которая заточена, главным образом, для мобильных девайсов. А продолжительность серий позволяет смотреть сериал действительно во время перерывов, перекусов, поездок в метро и так далее.
Идея использовать географическое позиционирование хороша, сочна и вообще-то тоже не нова. Вышедший в прошлом году хоррор-сериал "Земля монстров" также пользовался навигатором, повествуя о городских легендах и байках из разных уголков страны. "50 штатов страха" замахивается на куда большее количество серий - однако, несмотря на название и количество эпизодов, пока авторы создали 9 историй в двух сезонах.
Что касается стилистики, тут всё отличается от "Мертвецкой тьмы" - для любителей старого доброго ужастика у проекта есть козыри. Этот сериал, пожалуй, больше иных похож на знаменитые "Байки из склепа", и это не странно - первую серию поставил Сэм Рэйми, автор "Зловещих мертвецов". Названия тоже весьма доставляют: "Золотая рука", "Самый большой моток бечёвки", "Почти там", "Red Rum". Заставка подогнана весьма удачно - перед названием серии следует небольшая интродукция о городских легендах и произносится название штата.
История Рэйми о "Золотой руке" переносит нас в небольшой городок и рассказывает историю лесоруба (привет, "Байки из склепа"), которому посчастливилось встречаться с самой красивой девушкой города. После трагического инцидента в лесу мужчина соглашается продать всё, что у него есть, чтобы сделать своей супруге золотой протез руки, и она не согласится с ним расстаться - ни под страхом смерти, ни после оной.
Весьма жуткая получилась история и об огромном шаре из бечевки, который является единственной достопримечательностью маленького городка, куда заезжают на стоянку мать с дочерью. Правда вот история об этом мотке, которую декламируют в музее, не совсем полно передаёт суть. Есть история о таксидермистах, об инженере со страхом высоты и темной тайной из прошлого и ещё много атмосферных городских легенд.
Кроме хорошей качественной постановки и разнообразия сюжетов, линейка отличается достаточно старомодными финальными твистами - это действительно похоже на старые добрые ужастики от хранителя склепов, и это решение несколько уйти в мистику и треш пошло проекту явно на пользу.
Ещё в Телеужин:
Свежее меню - три новых долгожданных хоррора в "Свежевыжатых"
Не только лучшее - хорроры 2020 с худшими рейтингами
Для марафонцев - 15 лучших сериалов 2020 по версии Ranker
По статистике - 10 самых популярных оригинальных фильмов Netflix
Ещё кино - три триллера о выживании в изоляции в "Три пропущенных"