Как-то раз, совершенно случайно, я познакомилась с женщиной в преклонном возрасте. Точнее даже не я с ней, а она со мной. Вообще я общительный человек, но, как и многим людям, мне интереснее мои ровесники, или около того. Но эта señora из людей того редко встречающегося сорта, которые и в преклонном возрасте остаются гиперактивными и живыми до бескрайности. И потому ей всенепременно нужно было знать всех тех, кто, так или иначе, попал в ее вселенную. Пусть даже временно и по касательной.
Думаете, ее интересная личность увлекла меня, мы сдружились и в порыве чувств она открыла мне великую тайну жизни? Нееее, скорее уж наоборот)
Личностью Надежда Петровна, или тетя Надя (все по-разному ее называли) действительно была незаурядной. Стройная бойкая старушка, любящая носить яркие цвета и широкополые шляпы, пригубить чистого крепкого (в разумных пределах, исключительно для веселья), задорно сплясать, подымить, а главное — рассказать о своей жизни всем и каждому. Примерно так я и представляла себе героиню песни Сукачева «Моя бабушка курит трубку».
Собственно, она и по жизни была похожа на этого персонажа. Чего только она не повидала и где только не побывала. И вот теперь, на склоне лет, продолжала активно работать, дважды в год моталась отдыхать (чаще в Турцию), не успевала отмахиваться от ухажеров и, подмигивая, намекала, что после 50 секс не просто существует, а выходит на новый уровень. Короче говоря, жила покруче некоторых людей в расцвете сил.
Все это мне в ней дико импонировало: эта живость, это отношение к жизни, когда не ноешь, а берешь от нее все, что она может тебе дать. Одно но: ее отношение к людям. Было в нем что-то такое потребительское, что сначала просто настораживало, а затем заставило с облегчением выдохнуть, когда мое небесное тело навсегда покинуло ее вселенную.
Во-первых, тетя Надя четко делила людей на свой круг и не свой. С людьми своего круга она была мила, общалась тепло, обращалась по имени, прихватывала за локоток и глобально была любезна. Правда, не за бесплатно. Ей были ценны уши: люди, которые с удовольствием слушали ее захватывающие истории, пораженно вскрикивая, завистливо вздыхая и раскрыв рот.
А нет ручек, как говорится, нет и конфеток. Если по каким-то причинам вы не проявляли крайнейшей степени заинтересованности в ее повествовании, то и всех бесценных преимуществ общения данная señora вас прохладно так лишала. Я — воспитанный человек, уважительно отношусь к старшим, прекрасно понимала, что ей было нужно, а потому милости лишена не была. Более того, тетя Надя делилась в благодарность той мудростью, какой могла.
Во-вторых, и вот это, пожалуй, важнее — к людям не своего круга добрейший цветочек относился крайне пренебрежительно. Это я про обслуживающий персонал говорю. Если в начале она им снисходительно улыбалась, то в дальнейшем, не получив в ответ на такую душевную щедрость неких специальных условий (скидки, приоритетного обслуживания, подарка), раздражалась и более не нуждалась в натягивании маски, гоняя бедняг и ругая на чем свет стоит.
Говорят, о человеке лучше всего судить по тому, как он относится к официанту. Не знаю. Официанты разные бывают) Но речь не о том.
Что я точно знаю, так это две важных вещи.
- Любой обслуживающий персонал — это такие же люди из плоти и крови, имеющие чувства, эмоции, проблемы и заботы. Это не люди второго сорта. И у них есть причины находиться там, где они находятся сейчас.
- Часто обслуживающий персонал очень зависит от поведения гостей. Эти люди могут лишиться работы просто из-за того, что у кого-то сегодня дурное настроение. Это было бы недурно помнить, прежде чем качать свои права и звать менеджера из-за недостаточно натянутой улыбки.
Как воспитанный человек, я привыкла на старте общения всегда держаться учтиво и доброжелательно. Ко всем людям всех кругов. И профессий. И национальностей. Я всегда здороваюсь и благодарю, говорю «Пожалуйста», «Будьте любезны», «Буду вам благодарна» и улыбаюсь. Потому что совершенно ни к чему портить настроение себе и людям, тем более вам ничего дурного не причинившим.
В чем мораль? Я делаю так всегда просто потому что. Без цели что-то поиметь взамен и без смены тона, если ничего не поимелось. Уважительно и по-доброму везде и со всеми. Думаю, вы понимаете, куда я клоню. Таксисты подвозят меня максимально близко ко входу в дождь. Официанты всегда внимательны и часто приносят небольшую вкусняшку бесплатно. Суровые мужчины в автосервисе «не замечают», что вторую фару для замены лампы пришлось снимать. Курьеры привозят мои заказы в первую очередь. Коллеги всегда готовы помочь. И так далее, и тому подобное.
И каждый раз, когда я слышу, как кто-то ругается на людей (не могла что ли на подпись отнести/да он просто игнорирует наш столик/да они как назло ждали до последнего/высадил чуть ли не за километр, а ведь мог бы подъехать/да я уже неделю с ней бьюсь, а она все никак, далее список продолжите сами), я вспоминаю, как часто эти люди готовы были пойти на встречу мне. И как часто делали это сами, даже без просьб.
Такие дела, ребята) Любите людей, и люди будут любить вас)