Найти в Дзене
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ

Что такое СИПР и причем здесь дети с тяжелыми нарушениями? Вопросы и ответы

СИПР, это вообще о чём?
СИПР – это, прежде всего, о сложных ребятишках. Что значит сложных? Это дети с умеренной или более тяжёлой умственной отсталостью, часто с сочетанным диагнозом: РАС, ДЦП, нарушение зрения, нарушение поведения (т.е. с тяжелыми множественными нарушениями развития). В основном это дети с отсутствием речи, отсутствием понимания речи, вокализациями, эхолалиями или элементарным звукоподражанием, с отсутствием целенаправленной деятельности. Они обучаются в коррекционной школе по 2 варианту программы. Когда вы, уважаемые родители, отдаёте ребёнка в школу, педагоги, скорее всего, будут писать на него этот самый СИПР. Что же это такое?
СИПР - это специальная индивидуальная программа развития. Учитель-дефектолог, составляя такую программу, должен взаимодействовать с вами (с родителями), уточняя навыки и умения ребёнка, его актуальный уровень развития, для того, чтобы выстроить максимально эффективную коррекционную программу именно для вашего ребёнка. Родителям, как и педа

СИПР, это вообще о чём?
СИПР – это, прежде всего, о сложных ребятишках. Что значит сложных? Это дети с умеренной или более тяжёлой умственной отсталостью, часто с сочетанным диагнозом: РАС, ДЦП, нарушение зрения, нарушение поведения (т.е. с тяжелыми множественными нарушениями развития). В основном это дети с отсутствием речи, отсутствием понимания речи, вокализациями, эхолалиями или элементарным звукоподражанием, с отсутствием целенаправленной деятельности. Они обучаются в коррекционной школе по 2 варианту программы.

Когда вы, уважаемые родители, отдаёте ребёнка в школу, педагоги, скорее всего, будут писать на него этот самый СИПР.

Что же это такое?
СИПР - это специальная индивидуальная программа развития. Учитель-дефектолог, составляя такую программу, должен взаимодействовать с вами (с родителями), уточняя навыки и умения ребёнка, его актуальный уровень развития, для того, чтобы выстроить максимально эффективную коррекционную программу именно для вашего ребёнка. Родителям, как и педагогам, в таком случае нужно быть максимально объективными, чтобы не требовать от ребёнка невозможного, иначе обучение не принесёт никакой пользы. Так что вы, уважаемые родители, зная особенности и возможности вашего ребенка, вполне можете требовать от педагогов разработки СИПРа, потому что "много предметов" - в случае с детьми с тяжелыми нарушениями развития - не есть хорошо.

Для каких категорий обучающихся пишется СИПР?
СИПР пишется для детей, обучающихся по 2 варианту программы специальной коррекционной школы, а также для детей, обучающихся на дому по медицинским показаниям, или в результате тяжелых нарушений поведения.
Разработка СИПР не предполагает обязательного индивидуального обучения. Ребенок также может обучаться в классе с другими детьми, осваивая свою индивидуальную программу (правда на практике это реализовать очень сложно, в силу различных индивидуальных особенностей и возможностей таких ребятишек, и отсутствии тьютора).

Почему нельзя учить всех детей просто по программе 2 варианта?
Потому что эта программа общая, и она не учитывает индивидуальные возможности каждого ребёнка.
СИПР помогает:

  • Снизить ежедневную и еженедельную нагрузку на ребёнка, если стандартная для него слишком велика
  • Скорректировать учебный план ребёнка: убрав из него те предметы, которые он не может освоить в силу своих особенностей, и добавив такие, которые на данном этапе обучения принесут наибольшую пользу ребёнку и продвинут его в плане развития.

К примеру, если у ребёнка отсутствует целенаправленная деятельность, он не может сконцентрировать внимание на вас, на предмете или на игрушке, и соответственно, он не говорит – то, например, такой предмет, как математические представления (изучение цвета, формы, величины), на этом этапе для ребёнка будет абсолютно бессмысленнен*. Потому что ребёнок, попросту говоря, ещё к нему готов, не сформированы предпосылки для его освоения.

*Об эффективности классно-урочной системы для таких ребятишек и оснащении кабинетов большинства коррекционных школ я писала
здесь.

В СИПР никогда не включаются все предметы, которые есть в общей программе 2 варианта, иначе будет нарушено право ребенка на доступное образование. Всегда исключаются те предметы, которые ребенок на данном этапе развития усвоить не может. Но обязательно сохраняются и включаются в учебный план все коррекционные курсы: альтернативная коммуникация (занятия с логопедом), сенсорное развитие (занятия с психологом), предметно-практические действия и двигательное развитие. Возможно такое построение программы, при котором учебный план будет состоять в основном из коррекционных курсов.

Кто разрабатывает СИПР?
СИПР составляют специалисты образовательной организации, которые будут взаимодействовать с ребенком в рамках его обучения и развития. Это такие специалисты, как: учитель-дефектолог, логопед, психолог, учитель физкультуры (АФК), учитель музыки, тьютор (если он есть), также привлекаются родители ребенка. Если ребенок находится на домашнем обучении, то СИПР составляется только учителем-дефектологом, который прикрепляется к этому и ребенку и обучает его на дому. Другие специалисты к обучающемуся на дому ребенку не приходят.

Разработка СИПР происходит по такому плану:

  • Проводится психолого-педагогическая диагностика ребенка
  • Специалисты коррекционной школы обсуждают результаты диагностики и разрабатывают СИПР
  • СИПР представляется родителям для ознакомления
  • Специалисты обсуждают с родителями составленную программу, подписывают протокол о совместной работе по реализации этой программы.
  • Ребенок начинает обучение по составленной программе.

На какой срок составляется СИПР?
СИПР составляется индивидуально на каждого ребенка, сроком на 1 год. В него включаются (должны включаться) только те предметы, которые ребенок может освоить на данном этапе. Почему всего на 1 год? Потому что дефектолог, обучая такого ребенка по составленной программе, смотрит на эффективность обучения и динамику развития ребенка. По результатам обучения, т.е. по прошествии года, дефектологу становится понятно, следует ли менять/корректировать эту программу, стоит ли включать в нее дополнительные предметы или наоборот убрать те, которые ребенок не осваивает в силу индивидуальных особенностей.

Что входит в СИПР?
В СИПР входят персональные данные о ребенке и его родителях, психолого-педагогическая характеристика ребенка, которая составляется учителем-дефектологом, пишутся цели и задачи обучения на год и составляется индивидуальный учебный план. Индивидуальный учебный план представляет собой списки тем, которые дефектолог должен изучить с ребенком по каждому предмету, а также расписание, составленное с учетом распределения нагрузки на ребенка и количества часов в неделю.
Также в СИПР входит программа сотрудничества с семьей, в которой прописываются мероприятия и различные формы взаимодействия образовательной организации и семьи ребенка.

Таким образом, СИПР - это изменённая и подстроенная именно под вашего ребёнка программа обучения (развития), составленная на основе программы 2 варианта для детей с нарушениями интеллекта. Она должна опираться на его реальный уровень, учитывать его психические и физические особенности, учитывать его утомляемость (за счёт уменьшения количества уроков в день).

Мои статьи на похожие темы:

Почему не всех детей эффективно обучать в коррекционной школе?
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ7 июня 2021
Где учатся дети с ЗПР, аутизмом и нарушением интеллекта?
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ13 мая 2021
Можно ли обучать ребенка с нарушением интеллекта в массовой школе? Об инклюзии
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ25 апреля 2021
1 и 2 вариант программы в коррекционной школе. Что это и чем они отличаются друг от друга?
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ8 сентября 2021
На что обратить внимание при выборе коррекционной школы
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ28 июля 2022

=================================
Мой канал в Телеграм: АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ (нажимайте на ссылку, либо набирайте название канала в строке поиска)
________________________________
Уважаемые читатели, также в Телеграме создан КЛУБ-чат для объединения родителей и педагогов!
Присоединяйтесь, чтобы:
- Задавать интересующие вопросы и получать на них ответы
- Получать полезную литературу, игры, ссылки, материалы для работы с ребенком
- Делиться ссылками, играми и методической литературой друг с другом, с теми, кому это действительно нужно
- Делиться опытом работы и интересными находками в обучении детей
- Получать помощь и поддержку от меня и других участников группы

Набирайте в Телеграме "Особенный КЛУБ", либо переходите по этой ссылке.
________________________________
Если у Вас появились вопросы - задавайте, с удовольствием отвечу. В случае, если Вы хотите задать более личный вопрос или узнать подробнее о литературе для особенных детей, пишите мне на почту:
asya.defectologist@mail.ru