Найти тему
Белое солнце Арктики

Глава 88. Неожиданная проверка

Белые медведи всегда были рядом Источник Яндекс картинки
Белые медведи всегда были рядом Источник Яндекс картинки

Начало книги.

Белых медведей часто можно было встретить на берегу бухты Тикси. Всего в 1000 метрах от моего объекта полярным днём в ночные часы я их там часто наблюдал.

Ещё одним происшествием стали дети. Не у всех моих объектов были заборы. И однажды, за час до полуночи, я услышал, что кто-то бегает по крыше. Но стоило мне выйти, как они спрыгнули с крыши и побежали в обратном направлении.

В посёлке было мало детских игровых площадок, и дети обследовали всё доступное для них пространство.

Следующим событием стала проверка меня на дежурстве новым командиром взвода Антанюком.

Я как всегда пришел на дежурство. Сменил сапоги на армейские тапочки из кожзама, доставшиеся мне от моих предшественников. Сделал запись в журнал дежурств. Позвонил начальнику смены. Проверил оборудование и показания приборов. Отключил половину освещения. И решил немного подремать.

Но поскольку автоматика защищала аппаратуру только от перегрева и не включалась сама при падении температуры, я дремал очень чутко. Щелчок при отключении системы и я вставал через десять минут, чтобы включить аппаратуру снова. Двигатель должен быть тёплым, чтоб запуститься с первого нажатия кнопки «Пуск». Мне нельзя было допустить его охлаждения ниже критической температуры.

И вот в тот день я слышу шаги по гравию около объекта. Меня это насторожило. Гостей ко мне не ожидалось. Дизельная электростанция работала под малой нагрузкой. Я встал и подошел к входной двери.

Я ожидал чего угодно увидеть. Мне рассказывали, что ночью может даже придти белый медведь. Такое бывало на дальних метеостанциях. Смотрю в глазок и вижу фуражка.

- Кто там? - спрашиваю я.

- Сухов. Хорошо, что ты не спишь - узнаю я голос нового командира взвода.

- Здравия желаю, товарищ прапорщик - говорю я, открывая дверь.

- Вот решил проверить тебя на смене - сказал Антонюк.

- Вы пытались звонить в звонок? - спросил я, пропуская его вперед.

- Да - ответил он

- Зря нажимали на кнопку. Электрозвонок не работает. Его обрезали, когда кабель замкнуло во время дождя - сказал я, показывая отрезанный провод.

- Как же ты меня услышал? - спросил прапорщик.

- Вы очень сильно топали по гравию. Я даже подумал, что пришёл белый медведь - ответил я.

- Да. А я старался не шуметь. Ну, показывай свое хозяйство. Рассказывай свои обязанности - сказал он после некоторой паузы.

Я ему рассказал о характеристиках дизельной электростанции БАМ-500 и кратко о своих обязанностях. Проверка достаточно ли топлива в баке и закачка до необходимого уровня. Проверка заряда аккумулятора и зарядка если требуется. Поддержание рабочей температуры масла.

Дизельный двигатель электростанции БАМ-500 Источник Яндекс картинки
Дизельный двигатель электростанции БАМ-500 Источник Яндекс картинки

- У меня сейчас по графику обслуживание другого объекта. У меня их три. Вы пойдете со мной? - сказал я командиру.

- Давай пошли.

Я опять переобулся из тапочек в сапоги. Провел я его на ближайшую ПАЭС-2500. Зашли на объект. Я лёгким движением руки открыл скрытую в стене панель управления пусковым двигателем АИ-8. Начал включать оборудование. Включились индикаторы на пульте, задергались стрелки приборов. Я проверил заряд аккумуляторов.

На командира произвело большое впечатление то, как я легко обращаюсь с таким сложным оборудованием, производства авиапрома СССР. Было видно, что он впервые видит такую сложную технику в руках своего подчинённого.

Пульт управления основным двигателем и генератором ПАЭС-2500 Источник Яндекс картинки
Пульт управления основным двигателем и генератором ПАЭС-2500 Источник Яндекс картинки

Я рассказал о характеристиках электростанции и о принципах её работы. Не зря я прочитал всю доступную литературу и документацию по данному оборудованию. Я выдал всё, что узнал о дизельных электростанциях и турбовинтовых двигателях. Об их назначении, особенностях применения и принципах работы.

Он не перебивал меня и слушал с живейшим интересом. По нему было видно, что он впервые в жизни видит такое сложное оборудование. А посмотреть было на что. Объект, в котором сочетались достижения двух мощнейших отраслей Советского Союза авиационной промышленности и энергетической промышленности. Всё было сделано кондово, но надёжно. Изящное оборудование от авиации тут сочеталось с грубоватым и аскетичным оборудованием энергетиков.

Самое узкое место между генератором и стенкой прицепа Источник Яндекс картинки
Самое узкое место между генератором и стенкой прицепа Источник Яндекс картинки

Когда я рассказывал, я перемещался по прицепу. Он попробовал пройти за мной и застрял между стенкой прицепа и генератором. Его небольшой животик не позволил ему там пройти.

- Как ты тут проходишь? - спросил командир взвода.

- Привык. Протискиваюсь. В боевой машине пехоты или в боевой машине разведки бывает теснее. Например, в танке Т-72 на месте механика-водителя я совсем не помещаюсь, только в башне на месте командира экипажа - ответил я, вспомнив день открытых дверей в военном училище.

Эта фраза намекала командиру взвода о поддержке моего имиджа "тайного агента". В фантазиях моего ближайшего командования моя репутация, как "засланного агента", должна была укрепляться. Вот я ему и подбросил ещё один косвенный факт. Топка с огоньком горячих мыслей должна была разгореться вновь.

Они должны были предположить, что я до них побывал в мотострелковых и танковых частях. Именно там, по их предположениям я должен был знакомиться с техникой и вооружением. Я говорил правду своему командиру, которую он должен был интерпретировать в нужном мне ключе. Возможно, они предположили, что я прапорщик или же даже офицер. Рядовой солдат не мог ознакомиться с таким количеством военной техники.

- Это точно - согласился прапорщик.

С системами вооружения мотострелковых частей он был явно знаком лучше, чем с мобильными электростанциями.

Он не проявил удивления при моих словах о вооружении танковых и мотострелковых подразделений, которых не было в нашем гарнизоне. Мои познания он воспринял как само собой разумеющиеся. Не задал мне уточняющих вопросов.

Его поведение показало мне, что он в курсе опасений моих командиров о том, что я разбираюсь во многих областях знаний, современных вооружений и военной техники. И видимо, поэтому он не стал углубляться в вопросы, не касающиеся его миссии в данный момент. Но, я был уверен, что прапорщик донесёт информацию до всех моих командиров.

- Мне нужно на следующий объект. По моему графику там еще одна ПАЭС требует моего внимания. - сказал я аккуратно сворачивая беседу.

На улице было светло, хоть время подбиралось к трём часам ночи. В Тикси было лето в разгаре. Был полярный день. Белая ночь была самой светлой.

- Ну, иди. Спасибо тебе за экскурсию - сказал командир взвода, когда мы вышли с объекта.

Он ушёл от меня в сильной задумчивости.

Это его настропалили ефрейтора и сержанты. Я это знал. У них в душе бушевала зависть по поводу, что я избегаю нарядов лучше, чем они.

Каждый наряд по столовой или роте, сопровождал ефрейтор или сержант. Так как ефрейторов и сержантов в роте было всего лишь 9 человек, то они часто ходили в наряд. При этом два ефрейтора дежурили на Неелово. Ефрейторам, якутам по национальности, не доверяли наряд по столовой. Кроме наряда по столовой ефрейтор исполнял обязанности дежурного по роте в наряде по роте. Наряд по роте был ежесуточным. Ефрейтора ходили, в какой нибудь наряд через день или через два.

Мне потом Митюшников рассказал, что на слова младшего сержанта Вереса обо мне новый командир взвода ответил:

-Ты Сухова не трож. Он работает на сложной технике. Газотурбинная электростанция это тебе не грузовик. Кем я его быстро заменю?

Ещё одна атака ефрейторских интриг была удачно отбита мной. Соревнование по минимизации отработанных нарядов ефрейтора мне проигрывали с разгромным счётом.

Ах, как интересно было бы послушать рассказ прапорщика обо мне в дежурке перед остальными командирами. Я уверен, что всё было рассказано в лучшем виде.

Думаю, что у него в фантазийном рассказе я был и командиром танка, и мотострелком, и разведчиком, и механиком по дизелям, и авиатехником. Вот этим рассказом подтвердились истоки моего владения оружием при таком богатом послужном списке. Одним словом в его фантазиях, я давний универсальный боец с дедовщиной и преступностью по многочисленным гарнизонам и воинским частям Советской Армии на территории нашей необъятной Родины.

Если бы я услышал его доклад, то это бы доставило мне массу веселья и хорошего настроения.

После этой проверки командир взвода стал ко мне относиться очень уважительно.

Моя новая репутация не только создала положительный эффект для меня, но и подкинула дополнительных мне забот.

В каждой части командиры создавали команды для решения необычных задач. Если, где-то что-то ломается или необходимо развернуть какое-то новое оборудование, или обустроить с техническими удобствами жизнь, то использовали команду из солдат, которые соображают во всём. Как тогда говорили "шарят" в данной теме.

Такую команду формировали в каждой части, если таких солдат удавалось выявить. Но, такой командой из КЭЧ пользовались офицеры и прапорщики всего гарнизона.

Вот я вместе с Митюшниковым и попал в такую команду. Всё началось одним весенним днём. Нас и ещё пару солдат подозвал к себе замполит и передал в распоряжение одного незнакомого капитана.

Мы с ним пошли в казарму другой части. Оказалось, что там идёт ремонт. Стену за будущим расположением поста дневального, там украшали с помощью панно с изображением флага СССР с гербом. Панно создавали с помощью распыления битого цветного стекла. Так вот у них сломалась оборудование, которое напыляло, кусочки стекла на стену. Мы дали несколько рекомендаций для его ремонта.

Потом Митюшникова приглашали для ремонта холодильника и телевизора. Я ходил устанавливать светильники дневного освещения в квартирах офицеров и прапорщиков других воинских частей.

Занимались изготовлением и установкой металлических ящиков в окна для зимнего хранения продуктов (как их там называли "холодильник Арктика").

Холодильник арктика в окне
Холодильник арктика в окне

Продолжение следует.

Поставить лайк, подписаться или оставить комментарий - дело добровольное.

Оглавление