Начало книги.
Белых медведей часто можно было встретить на берегу бухты Тикси. Всего в 1000 метрах от моего объекта полярным днём в ночные часы я их там часто наблюдал.
Ещё одним происшествием стали дети. Не у всех моих объектов были заборы. И однажды, за час до полуночи, я услышал, что кто-то бегает по крыше. Но стоило мне выйти, как они спрыгнули с крыши и побежали в обратном направлении.
В посёлке было мало детских игровых площадок, и дети обследовали всё доступное для них пространство.
Следующим событием стала проверка меня на дежурстве новым командиром взвода Антанюком.
Я как всегда пришел на дежурство. Сменил сапоги на армейские тапочки из кожзама, доставшиеся мне от моих предшественников. Сделал запись в журнал дежурств. Позвонил начальнику смены. Проверил оборудование и показания приборов. Отключил половину освещения. И решил немного подремать.
Но поскольку автоматика защищала аппаратуру только от перегрева и не включалась сама при падении температуры, я дремал очень чутко. Щелчок при отключении системы и я вставал через десять минут, чтобы включить аппаратуру снова. Двигатель должен быть тёплым, чтоб запуститься с первого нажатия кнопки «Пуск». Мне нельзя было допустить его охлаждения ниже критической температуры.
И вот в тот день я слышу шаги по гравию около объекта. Меня это насторожило. Гостей ко мне не ожидалось. Дизельная электростанция работала под малой нагрузкой. Я встал и подошел к входной двери.
Я ожидал чего угодно увидеть. Мне рассказывали, что ночью может даже придти белый медведь. Такое бывало на дальних метеостанциях. Смотрю в глазок и вижу фуражка.
- Кто там? - спрашиваю я.
- Сухов. Хорошо, что ты не спишь - узнаю я голос нового командира взвода.
- Здравия желаю, товарищ прапорщик - говорю я, открывая дверь.
- Вот решил проверить тебя на смене - сказал Антонюк.
- Вы пытались звонить в звонок? - спросил я, пропуская его вперед.
- Да - ответил он
- Зря нажимали на кнопку. Электрозвонок не работает. Его обрезали, когда кабель замкнуло во время дождя - сказал я, показывая отрезанный провод.
- Как же ты меня услышал? - спросил прапорщик.
- Вы очень сильно топали по гравию. Я даже подумал, что пришёл белый медведь - ответил я.
- Да. А я старался не шуметь. Ну, показывай свое хозяйство. Рассказывай свои обязанности - сказал он после некоторой паузы.
Я ему рассказал о характеристиках дизельной электростанции БАМ-500 и кратко о своих обязанностях. Проверка достаточно ли топлива в баке и закачка до необходимого уровня. Проверка заряда аккумулятора и зарядка если требуется. Поддержание рабочей температуры масла.
- У меня сейчас по графику обслуживание другого объекта. У меня их три. Вы пойдете со мной? - сказал я командиру.
- Давай пошли.
Я опять переобулся из тапочек в сапоги. Провел я его на ближайшую ПАЭС-2500. Зашли на объект. Я лёгким движением руки открыл скрытую в стене панель управления пусковым двигателем АИ-8. Начал включать оборудование. Включились индикаторы на пульте, задергались стрелки приборов. Я проверил заряд аккумуляторов.
На командира произвело большое впечатление то, как я легко обращаюсь с таким сложным оборудованием, производства авиапрома СССР. Было видно, что он впервые видит такую сложную технику в руках своего подчинённого.
Я рассказал о характеристиках электростанции и о принципах её работы. Не зря я прочитал всю доступную литературу и документацию по данному оборудованию. Я выдал всё, что узнал о дизельных электростанциях и турбовинтовых двигателях. Об их назначении, особенностях применения и принципах работы.
Он не перебивал меня и слушал с живейшим интересом. По нему было видно, что он впервые в жизни видит такое сложное оборудование. А посмотреть было на что. Объект, в котором сочетались достижения двух мощнейших отраслей Советского Союза авиационной промышленности и энергетической промышленности. Всё было сделано кондово, но надёжно. Изящное оборудование от авиации тут сочеталось с грубоватым и аскетичным оборудованием энергетиков.
Когда я рассказывал, я перемещался по прицепу. Он попробовал пройти за мной и застрял между стенкой прицепа и генератором. Его небольшой животик не позволил ему там пройти.
- Как ты тут проходишь? - спросил командир взвода.
- Привык. Протискиваюсь. В боевой машине пехоты или в боевой машине разведки бывает теснее. Например, в танке Т-72 на месте механика-водителя я совсем не помещаюсь, только в башне на месте командира экипажа - ответил я, вспомнив день открытых дверей в военном училище.
Эта фраза намекала командиру взвода о поддержке моего имиджа "тайного агента". В фантазиях моего ближайшего командования моя репутация, как "засланного агента", должна была укрепляться. Вот я ему и подбросил ещё один косвенный факт. Топка с огоньком горячих мыслей должна была разгореться вновь.
Они должны были предположить, что я до них побывал в мотострелковых и танковых частях. Именно там, по их предположениям я должен был знакомиться с техникой и вооружением. Я говорил правду своему командиру, которую он должен был интерпретировать в нужном мне ключе. Возможно, они предположили, что я прапорщик или же даже офицер. Рядовой солдат не мог ознакомиться с таким количеством военной техники.
- Это точно - согласился прапорщик.
С системами вооружения мотострелковых частей он был явно знаком лучше, чем с мобильными электростанциями.
Он не проявил удивления при моих словах о вооружении танковых и мотострелковых подразделений, которых не было в нашем гарнизоне. Мои познания он воспринял как само собой разумеющиеся. Не задал мне уточняющих вопросов.
Его поведение показало мне, что он в курсе опасений моих командиров о том, что я разбираюсь во многих областях знаний, современных вооружений и военной техники. И видимо, поэтому он не стал углубляться в вопросы, не касающиеся его миссии в данный момент. Но, я был уверен, что прапорщик донесёт информацию до всех моих командиров.
- Мне нужно на следующий объект. По моему графику там еще одна ПАЭС требует моего внимания. - сказал я аккуратно сворачивая беседу.
На улице было светло, хоть время подбиралось к трём часам ночи. В Тикси было лето в разгаре. Был полярный день. Белая ночь была самой светлой.
- Ну, иди. Спасибо тебе за экскурсию - сказал командир взвода, когда мы вышли с объекта.
Он ушёл от меня в сильной задумчивости.
Это его настропалили ефрейтора и сержанты. Я это знал. У них в душе бушевала зависть по поводу, что я избегаю нарядов лучше, чем они.
Каждый наряд по столовой или роте, сопровождал ефрейтор или сержант. Так как ефрейторов и сержантов в роте было всего лишь 9 человек, то они часто ходили в наряд. При этом два ефрейтора дежурили на Неелово. Ефрейторам, якутам по национальности, не доверяли наряд по столовой. Кроме наряда по столовой ефрейтор исполнял обязанности дежурного по роте в наряде по роте. Наряд по роте был ежесуточным. Ефрейтора ходили, в какой нибудь наряд через день или через два.
Мне потом Митюшников рассказал, что на слова младшего сержанта Вереса обо мне новый командир взвода ответил:
-Ты Сухова не трож. Он работает на сложной технике. Газотурбинная электростанция это тебе не грузовик. Кем я его быстро заменю?
Ещё одна атака ефрейторских интриг была удачно отбита мной. Соревнование по минимизации отработанных нарядов ефрейтора мне проигрывали с разгромным счётом.
Ах, как интересно было бы послушать рассказ прапорщика обо мне в дежурке перед остальными командирами. Я уверен, что всё было рассказано в лучшем виде.
Думаю, что у него в фантазийном рассказе я был и командиром танка, и мотострелком, и разведчиком, и механиком по дизелям, и авиатехником. Вот этим рассказом подтвердились истоки моего владения оружием при таком богатом послужном списке. Одним словом в его фантазиях, я давний универсальный боец с дедовщиной и преступностью по многочисленным гарнизонам и воинским частям Советской Армии на территории нашей необъятной Родины.
Если бы я услышал его доклад, то это бы доставило мне массу веселья и хорошего настроения.
После этой проверки командир взвода стал ко мне относиться очень уважительно.
Моя новая репутация не только создала положительный эффект для меня, но и подкинула дополнительных мне забот.
В каждой части командиры создавали команды для решения необычных задач. Если, где-то что-то ломается или необходимо развернуть какое-то новое оборудование, или обустроить с техническими удобствами жизнь, то использовали команду из солдат, которые соображают во всём. Как тогда говорили "шарят" в данной теме.
Такую команду формировали в каждой части, если таких солдат удавалось выявить. Но, такой командой из КЭЧ пользовались офицеры и прапорщики всего гарнизона.
Вот я вместе с Митюшниковым и попал в такую команду. Всё началось одним весенним днём. Нас и ещё пару солдат подозвал к себе замполит и передал в распоряжение одного незнакомого капитана.
Мы с ним пошли в казарму другой части. Оказалось, что там идёт ремонт. Стену за будущим расположением поста дневального, там украшали с помощью панно с изображением флага СССР с гербом. Панно создавали с помощью распыления битого цветного стекла. Так вот у них сломалась оборудование, которое напыляло, кусочки стекла на стену. Мы дали несколько рекомендаций для его ремонта.
Потом Митюшникова приглашали для ремонта холодильника и телевизора. Я ходил устанавливать светильники дневного освещения в квартирах офицеров и прапорщиков других воинских частей.
Занимались изготовлением и установкой металлических ящиков в окна для зимнего хранения продуктов (как их там называли "холодильник Арктика").
Продолжение следует.
Поставить лайк, подписаться или оставить комментарий - дело добровольное.
Оглавление