Найти в Дзене
Счастье мам

Соседи очень не любили одинокого пенсионера и постоянно оставляли мусор у его квартиры. Но в один миг все пожалели о содеянном

«В шестьдесят лет жизнь только начинается», - перефразируя цитату из известного фильма, сказал Матвей Кузьмич, заходя в родительский дом. Неожиданно для себя Кузьмич в шестьдесят лет стал пенсионером. Мужчина работал учителем труда в школе. И сил, и энергии еще было хоть отбавляй. И работу свою любил. С детьми общий язык находить умел, и ребята к нему тянулись. Кроме своих уроков, вел еще и кружок шахмат. Семьей не обзавелся, и всю душу вкладывал в своих учеников. Рассчитывал поработать еще лет десять. Но в конце учебного года вызвал его в кабинет директор и долго говорил про то, что школе нужны молодые кадры, что с детьми надо говорить на их языке, а учителя старшего поколения за временем не успевают. Матвей Кузьмич все никак не мог понять, к чему директор клонит. Ведь к учителю труда претензий никогда не было. Он-то детей понимал хорошо и ладить с ними умел. Многие выпускники до сих пор приходят в мастерскую к Кузьмичу старого учителя проведать, да о жизни поговорить. Вот хоть

«В шестьдесят лет жизнь только начинается», - перефразируя цитату из известного фильма, сказал Матвей Кузьмич, заходя в родительский дом.

Неожиданно для себя Кузьмич в шестьдесят лет стал пенсионером. Мужчина работал учителем труда в школе. И сил, и энергии еще было хоть отбавляй. И работу свою любил.

С детьми общий язык находить умел, и ребята к нему тянулись. Кроме своих уроков, вел еще и кружок шахмат. Семьей не обзавелся, и всю душу вкладывал в своих учеников. Рассчитывал поработать еще лет десять.

Но в конце учебного года вызвал его в кабинет директор и долго говорил про то, что школе нужны молодые кадры, что с детьми надо говорить на их языке, а учителя старшего поколения за временем не успевают.

Матвей Кузьмич все никак не мог понять, к чему директор клонит. Ведь к учителю труда претензий никогда не было. Он-то детей понимал хорошо и ладить с ними умел.

Многие выпускники до сих пор приходят в мастерскую к Кузьмичу старого учителя проведать, да о жизни поговорить. Вот хоть вспомнить Дениса.

Рос мальчик в неполной семье, мать с ним не справлялась. Школа на парня рукой махнула, мол, надо в интернат определять, не будет толка. А Матвей Кузьмич не согласился, отстоял мальчишку, взял, так сказать, под свою опеку.

И Денис постепенно доверился Кузьмичу, стал ему в мастерской помогать, просил научить на разных станках работать. А теперь вырос Дениска, стал предпринимателем, у него своя мебельная фабрика, хоть и небольшая.

Каждый раз, когда с учителем встречается, благодарит Кузьмича за то, что поверил в него, помог себя найти, дорогу в жизни указал.

И таких примеров на памяти у Матвея Кузьмича было немало.

Только тогда понял учитель, к чему клонит директор школы, когда прозвучало слово «пенсия». И в один момент стал Кузьмич пенсионером, а на его место взяли племянника директора, выпускника пединститута.

Вот тогда-то и пришла мужчине мысль, уехать в родную деревню. Вспомнил он, что отец был лесником, что стоит на окраине леса родительский дом. Собрал нехитрые пожитки, закрыл городскую квартиру и двинулся в новую жизнь.

Дом, который от отца и матери достался, был старый и давно требовал ремонта. Кузьмич потихоньку принялся приводить хозяйство в порядок. Без дела не сидел, но все равно чего-то не хватало.

И однажды отправился в леспромхоз и попросился на работу. В конторе еще помнили отца Матвея Кузьмича и взяли мужчину на работу.

И стал Кузьмич лес охранять. Работа ему нравилась – на природе, на свежем воздухе, вдали от городской суеты и шума.

Так и пролетело пять лет. Матвей Кузьмич нисколько не жалел, что оставил город. По школе скучал иногда. А еще больше по шахматам. В деревне, а тем более в лесу, играть было не с кем.

В тот день Матвей Кузьмич, как обычно, обходил свой участок. В кармане у него всегда было угощение для лесных жителей: семечки, орешки, сухарики.

Сколько зверей за эти годы спас Кузьмич, скольких вылечил. С одни волком даже подружиться сумел, после того как из капкана достал. Теперь при встрече зверь близко не подходил, но смотрел на лесника дружелюбно, словно показывая человеку, что не стоит его бояться.

Лесник шел знакомыми тропинками, теперь он уже легко ориентировался в лесу и знал в нем каждый уголок. Когда вышел к оврагу, его внимание привлек какой-то шум, он обернулся, продолжая движение и, не заметив огромной коряги, споткнулся и упал. Тут же кубарем покатился на дно глубокой впадины.

«Вот это да, - сам себе сказал Кузьмич, оказавшись на дне оврага. – Как же меня угораздило? Смотреть надо под ноги!» Он полежал немного, приходя в себя, а потом попытался встать. Но резкая боль пронзила все его тело от макушки до пяток.

«Плохо дело, - понял лесник. – Самому не выбраться. И на помощь звать бесполезно. В это время здесь уже никто не ходит. Придется ждать до утра, может, какой грибник забредет». Кузьмич вытащил из кармана телефон, хотя заранее знал, что это бесполезно. Связи не было.

В кармане нащупал немного семечек, стал их грызть, чтобы отвлечься от боли. Но скоро и семечки не помогли. Нога так болела, что Кузьмич начал подвывать.

Почти всю ночь промучился мужчина, а под утро услышал голоса. Кто-то звал его. Матвей Кузьмич откликнулся - голос приблизился. Кузьмич закричал громче. И, наконец, на краю обрыва увидел своего соседа и друга Богдана.

Богдан рассказал, что зашел к другу вечером по каким-то хозяйским делам, да не застал лесника дома. Сначала решил, что задержался Кузьмич в лесу. Но когда и через час, и через два сосед не появился, Богдан заволновался. Пошел к другому соседу-охотнику, позвал на помощь. Взяли они ружье и отправились лесника искать.

Мужчины соорудили из веток носилки и дотащили Кузьмича до деревни. А потом приехала скорая и увезла лесника в больницу.

Перелом у Кузьмича оказался сложным. И врачи не давали никаких гарантий. Точно сказали только одно – работать в лесу мужчина больше не сможет.

В палате, где лежал Матвей Кузьмич, он познакомился с пареньком Русланом. Тот целыми днями либо глядел в свой телефон, либо спал. Кузьмич от нечего делать заговорил с молодым человеком, спросил, что он такое интересное в телефоне находит, а потом про жизнь, про учебу расспросил.

И понял бывший учитель, что Руслан парень смышлёный, но интересов никаких у него нет, потому и в школе ему скучно учиться, а отсюда и конфликты дома.

И решил тогда Кузьмич парня научить играть в шахматы. Руслан сначала неохотно слушал объяснения, не верил, что одолеет эту науку. Но Кузьмич, как опытный шахматист не только выигрывать умел. Иногда он строил игру так, что побеждал Руслан. Матвей Кузьмич тогда сокрушался, делая вид, что расстроен. А парень радовался, что сумел старика обыграть.

Лечение в больнице подошло к концу, и Матвея Кузьмича выписали. О том, чтобы ехать в деревню, пока не было и речи. И пришлось Кузьмичу вернуться в свою городскую квартиру.

Все здесь было запущенно, заброшено. Казалось, никогда квартира не приобретет жилой вид. Теперь о жизни в деревне напоминал старику только одинокий помидор, который Кузьмич пытался вырастить в горшке.

Мужчина сильно хромая, ходил по комнате, не зная с чего начать. Но тут раздался звонок в дверь. На пороге стояла соседка Галина. Когда-то Кузьмич был в хороших отношениях с женщиной, помогал ей по хозяйству, если требовалось. Но, уехав в деревню, совсем забыл о своей соседке.

А она не забыла Кузьмича. И как услышала, что в квартире соседа кто-то появился, пришла проверить, кто хозяйничает.

Увидев растерянное лицо Матвея Кузьмича, Галина все сразу поняла. Вместе они быстро навели порядок в квартире Кузьмича, а потом женщина принесла домашние пироги, и они долго пили чай на чисто вымытой кухне.

Галина рассказала Кузьмичу о тех переменах, что произошли в их доме за последние годы. Квартиру на втором этаже, прямо над Матвеем Кузьмичом, купил какой-то бритый бизнесмен. Ведет себя нахально, весь подъезд держит в страхе. Паркуется под окнами на газоне и ни на чьи замечания не реагирует.

Уже на следующий день Матвей Кузьмич и сам убедился, какой наглый сосед поселился в их доме. Когда бритый по привычке припарковал свой джип на газоне, Кузьмич вышел из дома и сделал мужчине замечание.

А в ответ услышал:

- Будешь выступать, старик, станешь у меня на две ноги хромать.

Вот с того дня и началась травля Кузьмича. Каждый день чем-нибудь ему досадить старались: то мусор под дверь подкинут, то заборчик, что Кузьмич соорудил, чтобы спасти газон, сломают.

И кто делал это все – неизвестно. А упреки от соседей за оставленный на лестнице мусор сыпались на Матвея Кузьмича.

Как-то, возвращаясь домой из магазина, заметил Матвей Кузьмич возле подъезда собаку. Тощая, с шерстью, висящей клоками, она голодными глазами смотрела на мужчину. Не мог Кузьмич пройти мимо несчастного пса - взял домой.

Отмыл, причесал, накормил. Пес хотя и худой был, но после ванны оказался красивым. А главное, умная была собака. Правда, первое время Рекс с непривычки выл, когда в квартире один оставался. Наверное, казалось псу, что Кузьмич его бросил.

Появление собаки в квартире мужчины стало еще одним поводом для недовольства соседей. И вой Рекса, и запах псины – все припомнили старику. Одна Галина поддерживала соседа.

- Это все бритый устроил, - говорила она. – Он и соседей науськивает, а те ему перечить боятся. Ты бы не связывался с ним, Кузьмич. Себе дороже.

Однажды Матвей Кузьмич возвращался с рынка. Нес тяжелые пакеты с продуктами: и для себя, и для Рекса на неделю затарился. Идти мужчине было нелегко – нога сильно болела.

Врачи предлагали операцию, но стоила она недешево, а у Кузьмича средств таких не было. Вдруг рядом с ним остановилась дорогая иномарка, и из нее вышел Денис, тот самый бывший ученик Кузьмича, который стал владельцем мебельной фабрики.

Обнялись мужчины, рады оба были встрече. И Денис предложил учителя подвезти до дома. Кузьмич с радостью согласился, чувствовал, что нога совсем не слушается.

Сел в машину, а там еще два друга Дениса были. Парни уважительно поздоровались с Кузьмичом, наслышаны были о нем от Дениса.

По дороге бывший ученик расспрашивал учителя о житье-бытье. И Матвей Кузьмич пожаловался молодому человеку на своего соседа, мол, покоя нет от него не только Кузьмичу, но и всем жильцам.

Когда подъехали к дому Матвея Кузьмича, произошло то, чего никто не ожидал. Жизнь всего подъезда изменилась за несколько минут...