Жанр «Мастера и Маргариты» сочетает в себе черты фантастического, философского, любовного и сатирического романа. Изначально произведение имело название "Черный маг".
«Мастер и Маргарита» — это роман в романе: роман о Мастере и роман самого Мастера. Роман о Понтий Пилате рассказывает о событиях, произошедших две тысячи лет назад в Ершалаиме, а роман о Мастере — в Москве, в 30-х годах прошлого века. Оба сюжета сольются в один в конце произведения.
Ершалаимские главы несут огромную смысловую нагрузку, несмотря на то, что составляют небольшую часть от всего произведения. Они являются смысловым центром «Мастера и Маргариты».
Роман о Понтий Пилате «вмонтирован» в основной текст разными способами. Его текст мы узнаём из трёх источников: 1) из рассказа, 2) из сна Бездомного, 3) из восстановленной Воландом рукописи, которую в ночь после весеннего бала читает Маргарита. Персонажи романа Мастера возникают и в основном романе: Ивану снится сон, Левий Матвей разговаривает с Воландом, в конце произведения Мастер, Маргарита и Воланд со своей свитой встречаются с Понтием Пилатом, Иешуа читает роман.
Главные герои романа Мастера — Иешуа и Понтий Пилат. Они стоят перед проблемой выбора и делают его — каждый свой. Иешуа ведёт себя достойно и на следствии, и на казни, что подтверждает его непоколебимую веру в свои нравственные принципы. Даже на кресте он проявляет истинное милосердие, когда просит палача «дать попить» разбойнику.
Понтий Пилат олицетворяет саму проблему выбора. Он умён и не чужд сострадания, но не настолько силён духом, как Иешуа. Он хочет спасти философа, но страх за свою жизнь заставляет его подписать приказ о казни. Позже Пилат услышит во сне слова Иешуа: «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков».
Булгаков, обращаясь к священным писаниям, раздвигает масштабы романа до вечности. Сравнение московских и ершалаимских глав позволяет взглянуть на действительность под другим углом. 30-е годы 20-го века повторяют события двух тысячной давности, оказывается что москвичи ни чем не отличаются от их предков, живших при Понтии Пилате. Воланд со своей свитой приезжает как раз для того, чтобы увидеть разницу между поколениями, но только подтверждает их сходство. С помощью проделок свиты писатель обличает, подчеркивает пороки общества, которые обычно не бросаются в глаза. Наиболее заметно это в театре Варьете.
Мастер появляется в романе не сразу, впервые мы знакомимся с ним в психбольнице в палате Ивана Бездомного. Там Мастер сам рассказывает свою историю. Средством характеристики его нравственной позиции служит роман о Понтии Пилате. Та несвобода, царящая в литературном мире и государстве в целом, ломает таких людей, как Мастер. Своим спасением он считает пребывание в клинике Стравинского. Герой готов бросить все — свою жизнь, профессию и даже Маргариту, ради мнимой свободы вдали от тоталитарного общества и страха. В конце произведения за все старания и мучения Мастер обретает покой.
В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков затрагивает философские проблемы. Первая ставится в первой же главе: что лежит в основе человеческого поведения — стечение обстоятельств, случайности, судьба или следование своим убеждениям, идеалам и целям?
Вторая: о религии, Боге и предназначении, раскрывается в диалоге литераторов с Воландом. Дьявол спрашивает: «Если Бога нет, то кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?» Иван Бездомный отвечает: «Сам человек и управляет.» Но дальнейшее развитие сюжет показывает обратное, оказывается, что от человека мало что зависит. Глупая смерть Берлиоза доказывает, что жизнь соткана из случайностей, и никто не может ручаться даже за сегодняшний вечер.
Ещё больше анализов произведений на сайте https://anutaleskkina.wixsite.com/literatura