Много уже говорилось о саммите США и РФ в Женеве, но ни один комментатор до сих пор не решился задать очень простой и очень необходимый вопрос: о чём там Байден должен был Путина попросить?
Известно, что американская сторона просила об этой встрече, в то время как русские просто согласились, видя в ней безрисковый шанс очистить воздух и, возможно, частично восстановить международное сотрудничество по таким ключевым вопросам, как кибербезопасность. Переговоры с американцами о каком-то новом крупном соглашении никогда не планировались: русские некоторое время назад решили, что американская сторона недоговороспособна. Если американцы не соблюдают уже подписанные ими договоры, такие как договор о ракетах средней и малой дальности или договор об открытом небе, какой смысл заключать с ними новые соглашения—чтобы они их тоже не соблюдали?
С другой стороны, встреча тет-а-тет с Путиным отнюдь не была для Байдена безрисковой. Американская общественность умудрилась загнать себя в угол, требуя от своего президента «жесткости по отношению к России».
«Никто не был более жестким по отношению к России, чем я», - произрёк недавно Трамп. Действительно, сразу после разговора с Путиным Байден столкнулся с визгливыой сварой своих журналистов, винивших его в том, что он не добился от Путина признания и покаяния в том, чего Путин не делал. От Байдена требовалось навалить целую кучу ерунды—покушение на убийство Скрипаля и Навального, вмешательство в выборы, хакерские атаки и т. д. Всё это бездоказательно и, следовательно, полная чушь, и на все это русские лишь крутят пальцем у виска. Для Байдена это была безвыходная ситуация, и тем не менее он рискнул. Зачем? Что он надеялся выграть?
Бытует мнение, что, учитывая многочисленные нарушения в ходе президентских выборов в ноябре прошлого года, Байден является чем-то вроде самозванца. Действительно, лишь около половины американцев считают его президентство законным. Итак, согласно этой теории, он прибыл в Женеву так же, как русские князья когда-то посещали Великого хана Золотой Орды, чтобы узаконить свое правление, получив ярлык на княжение. Якобы Байден, назвав США и Россию «двумя великими державами», имел в виду наделить себя легитимностью, которой ему так сильно не хватало. Но эта теория противоречит двум основным фактам: во-первых, американцы в основном не знают и не заботятся о том, что думает остальной мир; во-вторых, Путина так очернили в американских средствах массовой информации, что в общественном мнении он является врагом, а не легитимным мировым лидером, и от встречи с ним невозможно добиться легитимности.
В дополнение к тому основному факту, что американцы просили о встрече, а русские великодушно на нее согласились, есть безошибочный ключ к разгадке произошедшего—язык тела. Обратите внимание на их первое приветствие: Путин исполнен достоинства и миролюбив, в то время как Байден кланяется и глупо улыбается, явно демонстрируя подчинение.
Усевшись рядом перед камерами, Путин излучает уверенность в себе, спокойствие и мужественность, похлопывая себя по колену: «Иди сюда, мой мальчик!» в то время как ноги Байдена скрещены, скромно и женственно, как у невесты на смотринах. Его ноги с надеждой устремлены на Путина, а выражение лица неуверенно. Можно подумать, что пред нами Микимаусеарх Диснейлендский, весь трепещущий от того, что Великий Хан Евразии удостоил его аудиенции!
Было выдвинуто множество теорий, объясняющих мотивацию Байдена: Байден пытается сплотить Запад, создав единый фронт против России; Байден, пытается вбить клин между Россией и Китаем; а также множество других—всех, кроме самой очевидной.
Общеизвестно, что способность США продолжать свою жизнедеятельность в критической степени зависит от их способности импортировать продукты в обмен на доллары, которые они могут просто печатать по мере надобности. Причина, по которой эти необеспеченные доллары по-прежнему почитаются—роль доллара как резервной валюты, в меньшей степени, чем прежде, но все еще значительной. А статус доллара как резервной валюты, в свою очередь, во многом связан с нефтедолларовой системой и тем фактом, что страны-импортеры нефти по всему миру должны зарабатывать или занимать доллары, чтобы закупать нефть, в то время как страны-экспортеры нефти должны принимать доллары в качестве оплаты, даже если это наносит им экономический ущерб. Выбейте нефтедоллар, и уровень жизни среднего американца упадет на порядок. Это и есть то явление, которое хитрый Байден решил попытаться отсрочить, встретившись с Путиным.
До сих пор три страны-экспортеры нефти предприняли попытки прекратить продавать свою нефть за доллары: Ирак, Ливия, а теперь и Россия. Выступая на недавнем Санкт-Петербургском экономическом форуме, Путин, выражаясь, как всегда, предельно вежливо и обтякаемо, о последствиях санкций США сказал, что США «подпиливают ветку, на которой они сидят» и «в конечном итоге рухнут». Чтобы придать конкретность «конечному итогу», министр финансов России Антон Силуанов заявил, что Россия обнулит долларовую часть своего Фонда национального благосостояния в течение одного месяца.
«Мы не уходим сознательно, мы вынуждены это делать. Но когда мы это делаем, складывается определённая система наших финансовых отношений с партнёром. Уже вне долларовой зоны», сказал Путин.
Мы знаем, что случилось с Ираком и Ливией: их разбомбили в хлам. Но когда Россия объявляет, что отказывается от доллара как в качестве резервной валюты, так и в международной торговле, такого варианта развития событий не существует. Вместо того, чтобы бомбить, США вынуждены молить, и именно для этого Байден и прилетел в Женеву. Ситуация вынудила его просить, а не торговаться и не заключать сделки, потому что ему нечего было предложить России, а также потому что у русских нет причин доверять ему и заключать с ним сделки. Ну, не совсем ничего: Байден все еще мог предложить ничего не делать или почти ничего не делать—это то, на что его администрация все еще вроде как способна.
Байден не может остановить антироссийские санкции, которые уже закреплены в законе, но он может заставить свою администрацию затянуть с их внедрением и сделать их выполнение максимально бессмысленным и беззубым.
Например, он может наложить санкции на умерших россиян и обанкротившиеся российские компании. Также, Байден не может прекратить русофобскую риторику в средствах массовой информации США и в Конгрессе США, но он может сделать так, чтобы от слов не перешли к делу. В частности, США могут прекратить вмешиваться в европейские усилия по обеспечению доступа к российскому природному газу, который становится критически важным для европейской энергетической безопасности, поскольку это единственный энергоноситель, достаточно гибкий для того, чтобы компенсировать неравномерность выработки электроэнергии от ветра и солнца.
Судя по тому, какой резонанс встреча в Женеве вызвала во всей Европе, последствия этой грандиозной сделки уже ощущаются. «Северный поток-2» приторможенный, но не остановленный санкциями США—продвигается вперёд. Как и было обещано, Россия продолжит резервировать мощности на украинском транзитном газопроводе, но на таком низком уровне, что это даже не будет покрывать стоимость его содержания. Примечательно, что убер-русофобская Украина даже не обсуждалась на женевском саммите. В соответствии с высказыванием Оскара Уайльда о том, что «единственное, что хуже, чем когда вас обсуждают—это когда вас не обсуждают», это вызвало истерику в Киеве. Сверхрусофобская Польша, которая, как член ЕС, как только могла препятствовала строительству газопровода «Северный поток-2», теперь будет вынуждена покупать российский газ либо у Германии через «Северный поток-2», либо напрямую через терминал СПГ, который они построили для импорта американского сланцевого газа, которого, как выясняется, в необходимых объемах не существует. А маленькая глупенькая Литва, которая так жаждет избавиться от всего российского, теперь должна будет импортировать российский газ через Германию и Польшу, выплачивая транзитные сборы на каждом этапе.
Как я неоднократно говорил, русофобия обходится дорого: те, кто ею увлекаются, не могут рассчитывать скидку, предоставляемую лучшим клиентам. Восточноевропейцы, которые думали, что их ждет светлое будущее, изображая тявкающих русофобских болонок дядющки Сэма, преподнесли себе этот урок самым суровым и болезненным образом. Америка уходит из Евразии. Что бы вы ни думали о Байдене, но я почти уверен, что он осведомлен об этом факте и что он приехал в Женеву, чтобы выиграть хоть какое-то преимущество, предложив покинуть Евразию добровольно.
Sunday, June 20, 2021