Найти в Дзене
Солнечный Свет

ТРИЗ-педагогика: образование новой эры

Оглавление

Изобретательность – способность, благодаря которой человек находит нестандартные решения проблем. Именно ее развитием занимается ТРИЗ-педагогика.

История появления

ТРИЗ-педагогика - теория решения изобретательских задач - возникла в 40-х годах прошлого века. Тогда инженер Генрих Альтшуллер обратил внимание на приемы, которые используют изобретатели. Всего их было около сорока. Генрих хотел сделать изобретательство наукой, поэтому он вывел собственные законы развития технической мысли.

Например, по мнению ученого, любое изобретение является разрешением противоречия. Стол должен быть большим для того, чтобы вместить больше людей, но одновременно он должен быть маленьким, чтобы не занимать много пространства. Противоречие, правда? Изобретатель это видит и предлагает пойти на компромисс – создать складной стол.

Как научное и педагогическое направление ТРИЗ-педагогика сформировалась в конце 80-х годов XX века. Главную цель системы сформулировали так: развитие творческого мышления, способности находить оригинальные решения проблем не только на уроках, но и в реальной жизни. Эту теорию практически сразу стали использовать в экспериментальных группах. Отличие ТРИЗ-педагогики в том, что учитель здесь не оценивает и не дает единственно верное решение: дети получают возможность думать без рамок. Для этого они ищут противоречия.

Методы ТРИЗ-педагогики

ТРИЗ-задачи подразумевают использование разных приемов:

  • мозговой штурм;
  • поиск одинаковых свойств предметов;
  • нахождение способов решения;
  • поиск ассоциативных связей.

Заниматься по системе ТРИЗ может каждый родитель. Главное – научиться видеть подходящие сюжеты. Для этого стоит посмотреть на окружающие предметы и отыскать в них противоречия. Как сварить кашу, если нет молока? Чем отстирать пятно, если нет порошка? Как почитать книгу, если отключили свет?

-2

Примеры задач

Обучать по системе ТРИЗ можно с 3 лет – с возраста, когда дети уже отличают игру от реальности. Начать стоит с визуальных методов: покажите картинку, на которой изображены два героя, опишите их. Затем предложите подумать, о чем могут говорить эти персонажи. Другой вариант – обратите внимание на мультфильмы, там много сюжетов для подобных игр. Например, в «38 попугаях» длину удава измеряют нестандартно. Предложите ребенку измерить его рост в игрушках или карандашах.

Что касается младших и средних школьников, то здесь еще больше простора для творчества. Вот несколько примеров игр:

  • «найди предмет» (на картинке изображено много разных предметов, необходимо найти тот, который задан в условии);
  • «живые вещи» (предлагают подумать, что любой оживший предмет (например, стол) может говорить, чувствовать и т.д.);
  • «ассоциации» (называет ассоциации, которые возникают у него к разным словам).

Еще очень полезно играть с детьми в «хорошо-плохо». Причем, условия выдумывать не нужно – каждый день мы сталкиваемся с противоречиями и решаем их. Например, у ребенка сломался карандаш. Нужно акцентировать внимание на том, что это хорошо, а не плохо. Скажите ему: «Зато ты сможешь порисовать красками». Эта простая игра формирует у детей позитивный взгляд на мир и стрессоустойчивость.

А вот задача, которую использовал на уроке по физике ТРИЗ-педагог Анатолий Гин. Учитель нарисовал на доске холм, дерево и корову. «Животное спокойно пасется на холме. Но через несколько минут небо окутывают тучи, начинается гроза. После удара молнии корова падает. Что произошло?» - спрашивает Анатолий Гин. Ученики выдвигают версии, обсуждают задачу. Затем педагог говорит: «Тема сегодняшнего урока – электромагнитная индукция. Кто догадается, как она связана с падением коровы, получит пятерку». Подобные задачи можно найти или придумать по каждому школьному предмету.

-3

ТРИЗ-копилка

Существуют открытые сервисы по ТРИЗ-педагогике:

Желающим изучить систему пригодятся задачи из книг Д. Чернышева «Чем заняться вечером с семьей на даче без интернета», Ю. Тамберга «Как научить ребенка думать», Г. Иванова «Денис-изобретатель», А. Гина «Триз-педагогика. Учим креативно мыслить».

Методы ТРИЗ становятся все актуальнее. Это связано с большим количеством информации, которую пропускает через себя каждый человек. Важно научиться ориентироваться в ней и выделять для себя главное. По мнению ТРИЗ-педагогов, особая ценность направления в том, что дети учатся смотреть на ситуацию с разных ракурсов.
*************

Международный педагогический портал Солнечный свет

https://solncesvet.ru

Мы представляем свои сервисы, которые делают саму работу учителей - более якой и динамичной, а также реально помогают при аттестации педагогов;

-
творческие конкуры для педагогов и учащихся

- олимпиады для воспитателей, учителей, для педагогов, для школьников

- курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки для педагогов и учителей;

- публикация материалов на нашем сайте (Портал зарегистрирован как СМИ,) или в печатном издании.