Не каждый город можно охватить взглядом целиком и сразу. Ялта дает такую возможность. Откуда бы вы ни ехали, наступает момент, когда почти вся она открывается перед глазами. Сколько бы раз это ни происходило, вид зеленого, нарядного приморского города радует глаз.
Основная его часть полукольцом охватывает холм Дарсан, на вершину которого ведет подвесная канатная дорога, Нижняя станция дороги находится у самой Набережной, рядом с гостиницей «Таврида», напротив причала пригородных морских линий. Наверху - видовая площадка, примыкающая к ресторану «Горка».
Еще лет двадцать с небольшим назад вершина Дарсана была голой. Здесь росли только колючки да выгоравшая под жарким солнцем уже к июлю трава. Все, что вы видите сейчас, - ряды кипарисов, цветы, набравшие силу сосны и кедры, - дело рук горожан. Для каждого дерева приходилось выдалбливать в каменистом склоне едва ли не котлован…
Озеленив Дарсан, ялтинцы соорудили на одном из его отрогов мемориал Славы с Вечным огнем - символ благодарной памяти о героях революции, гражданской и Великой Отечественной войн. Вечером, когда подсвеченное прожекторами белоснежное сооружение мемориала кажется как бы парящим над городом, особенно очевидно, сколь удачно выбрано для него место. Впрочем, выбор этот диктовался не только вкусом архитектора, но и самой историей.
Утром 16 апреля 1944 года спустившийся с гор 10-й Ялтинский партизанский отряд завязал на Дарсане бой с гитлеровцами за освобождение родного города.
Решающую роль в изгнании немецко-фашистских захватчиков из Крыма сыграли наши армия и флот, вместе с тем виднейшие советские военачальники с восхищением говорили о неоценимой помощи, о стремительных действиях крымских партизан, В районе Ялты действовала 7-я бригада Южного соединения, 10-й, состоявший в основном из ялтинцев отряд входил в ее состав. Многие партизаны прошли до этого суровую школу подполья.
Борьба началась с первых же дней оккупации Ялты, Небольшой городок, но н у него были свои герои, мученики, свои победы и жестокие потери. Ялтинский партизанский отряд, которым командовал Д. Г. Машкарин, базировался в горных лесах. 13 декабря 1941 года штаб отряда был окружен на яйле. Партизаны заняли круговую оборону и принял неравный бой… После гибели Д. Г. Машкарина командование отрядом принял моряк-черноморец Н. Кривошта Налеты на вражеские гарнизоны, транспортные колонны продолжались
У подножия Дарсана находится школа № 7. В ней училась Надя Лисанова, Эта девушка организовала и возглавила комсомольско-молодежную подпольную группу, действовавшую в конце 1941 - начале 1942 года. Юные патриоты поддерживали связь с партизанами, сообщали им разведданные, распространяли в городе листовки. В феврале группа была разгромлена, Надю фашисты расстреляли.
В помещении Ялтинского тубдиспансера организовал подпольный госпиталь для раненых советских бойцов врач-хирург Д. П. Мухин, сплотились и окрепли другие патриотические группы, в городе продолжались саботаж и диверсии. Враг ответил террором: только в течение лета 1942 года в Ялте за сопротивление оккупантам было расстреляно 150 человек
Самый трудный для крымских партизан и подпольщиков период настал после того, как наши войска оставили Севастополь, Отряды были реорганизованы, и Ялтинский прекратил свое самостоятельное существо- ванне. Однако и на сей раз паузы в борьбе не было. К началу 1943 года из отдельных подпольных ячеек на Южном берегу была создана разветвленная подпольная организация, распространявшая свое влияние на жителей предгорья и даже степного Крыма, Её возглавили бежавшие из фашистского плена майор А И. Казанцев и старший лейтенант А. Л. Гузенко, «Орггруппа ЮБК» - так она именовала себя - располагала хорошо поставленной разведкой, была мастерски законспирирована, имела свою типографию, выпускала листовки и даже газету «Крымская правда», К осени 1943 года, когда для этого созрели условия, часть подпольщиков ушла в лес и составила основу сформированного А. И. Казанцевым 10-го партизанского отряда, который хорошо зарекомендовал себя в Южном партизанском соединении.
Ялта, охватывая Дарсан полукольцом, растекается по долинам двух своих горных речек, Учан-Су и Дерекойки, карабкается по склонам… Как н большинство приезжих, более подробное знакомство с городом мы начнем с автовокзала. Он заслуживает того, чтобы присмотреться к нему повнимательнее. Сложностей, неудобств для проектировщиков и строителей было множество: косогор, теснота, близость капризной горной речки, необходимость сохранить как можно больше старых деревьев, потому что не ждать же, пока вырастут новые… Архитектор Г. В. Чаха- ва прекрасно со всем этим справился. Подчинившись природным условным, приняв все трудности рельефа как бесспорную данность, он постарался выявить скрытую в них красоту. Само здание гармонично вписывается в среду, оно решено в двух плоскостях, есть верхний и нижний перроны, удобно разместились службы, Вокзал изящен и прост и, что важно, его изящество продуманно, функционально. Та же река, которая ставила немало проблем, теперь украшает весь комплекс, привносит в него своеобразный южный, крымский колорит и одновременно как бы делится с людьми своей прохладой.
С автовокзалом соседствует (соединен с ним подземным переходом) скромный, но работающий с еще большей интенсивностью троллейбусный вокзал, В разгар сезона троллейбусы отправляются в сторону Симферополя и прибывают оттуда с интервалом всего в несколько минут; они взяли на себя основную нагрузку на этой трассе. Путь до железнодорожного вокзала в Симферополе троллейбус проходит за два с половиной часа.
Прокладка в конце 50-х - начале 60-х годов этой трассы была делом чрезвычайной важности для Южнобережья. «Пиковые» транспортные нагрузки возникают в Крыму, естественно, и сейчас, но в целом проблема решена. Существенно и то, что дорога спрямлена, Прежний горный серпантин оказывался для многих пассажиров мучительным, было не до любования пейзажами. Совсем другое дело теперь. Поездку легко переносят даже дети.
Второе рождение пережила и автомобильная дорога на Севастополь. Здесь тоже не стало головокружительных подъемов и петель, о которых Маяковский писал: «Дорога до Ялты будто роман: все время надо крутить». Прекрасное шоссе разгрузило в центральной части побережья (Ялта - Алупка) от транзитного транспортного потока города и курортные поселки, а в западной, менее освоенной его части - за Симеизом - спустилось ближе к морю, облегчило строительство новых санаториях комплексов.
Удачно решены главные транспортные развязки. Одна из них здесь же, у автовокзала. От нее берет начало обводная, огибающая поверху Дарсан дорога. На противоположном, западном конце города, в районе санатория «Узбекистан» - вторая важнейшая развязка. Основное направление - Севастополь. Вниз от
развязки ведет путь к Ливадии, Ореанде и далее на Нижнюю дорогу. Вверх ответвляется трудная, изобилующая крутыми поворотами н петлями и тем не менее прекрасная своими видами горная дорога на Ай-Петри и Бахчисарай.
Однако вернемся к вокзалу, Прибывший троллейбусом или автобусом пассажир здесь либо совершает пересадку, либо начинает вплотную, так сказать, заботиться о месте своего отдыха. Пер Первому легче. Стоянка такси, конечные остановки местных троллейбусных и важнейших курортных автобусных маршрутов находятся тут же. Садитесь и езжайте в свой санаторий, дом отдыха или пансионат. Если же у вас нет путевки, то рядом с остановкой местного троллейбуса - квартирно-посредническое бюро.
Отметим, что в долине реки Дерекойки, где находится авто- троллейбусный вокзал (иногда этот комплекс называют и так), сосредоточены почти все интересующие курортника транспортные службы, На улице Московской, 37 находится городское агентство Аэрофлота. На площади у рынка стоянки большинства автобусов внутригородских маршрутов. Неподалеку, на улице Рузвельта, - морской вокзал, обслуживающий пассажиров дальних линий, на которых курсируют крупные суда (причалы и кассы местных линий находятся в центральной части Набережной).