Найти в Дзене
Творчество во всём

Основы композиции. Как мы видим и что необходимо учитывать при обучении рисованию?

В предыдущей статье, ссылку на которую оставлю здесь, я уже рассказывал что такое композиция. В этот раз хочу объяснить, как видит человеческий глаз и немного поговорить о восприятии. Понимание физиологических основ необходимо для любого начинающего художника.

И так, каково же поле видимости глаз человека?
Посмотрите прямо перед собой, не концентрирую взгляд на предметах. И попробуйте определить какую форму имеет поле видимости. Если не получается, я подскажу. Вспомните линзу классических очков. Что она из себя представляет? Прямоугольник с закруглёнными углами. Только этот прямоугольник к низу сужается, а к верху расширяется. Получается нечто подобное (см. фото ниже).

Поле видимости глаз человека
Поле видимости глаз человека

При чём, предметы в центре мы будем видеть чётче, а к краям они будут размываться. При чём чётче они будут в зоне более правильного прямоугольника. Давайте я покажу это на схеме (см. фото ниже).

Золотое сечение
Золотое сечение

То что находится за пределами прямоугольника — периферийное зрение. А сам прямоугольник имеет золотое сечение. Соотношение его сторон будет: 3/2, 5/3, 8/5 и т.д. Эти "божественные пропорции" в своих работах используют многие художники, архитекторы, дизайнеры и инженеры.

Золотое сечение схематично
Золотое сечение схематично

Для того чтобы уметь "читать" произведения изобразительного искусства, понимать всю суть заложенной автором идеи, нужно учитывать и некоторые аспекты восприятия, а так же физиологию человека и его привычки. С детства нас обучали читать и писать. Во время процесса обучения у нас выработались некоторые привычки. Мы читаем и пишем слева направо и сверху вниз. Наши глаза привыкли к этому. А попробуйте прочитать снизу вверх и справа налево?

Прочитали? Молодцы!
Прочитали? Молодцы!

Это даётся нам куда тяжелее. Зная всё это, художники используют специальные приёмы при построении композиции своих работ, усиливая тот или иной необходимый эффект. А зритель смотрит и не может понять, как художнику удалось это передать.

Александр Дейнека «Оборона Петрограда»
Александр Дейнека «Оборона Петрограда»

В следующий раз, на примере некоторых картин, мы разберём, что же это за хитрые приёмы, которые используют художники. А на сегодня всё. Творческих успехов! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить продолжение.

-7

Текст авторский, фотографии из общего доступа.
Подписывайтесь на мой канал: Планета творчества
Группа в ВК: Планета творчества
Скоро ещё больше уроков и полезной информации.