Найти в Дзене
АМД — Авто-Мото-Драйв

Звуки в салоне автомобиля. Откуда они берутся и почему именно такие

Оговорюсь сразу: речь здесь пойдет не об автомагнитолах, их динамиках и крутых сабвуферах. Поговорим о той музыке, которая звучит всегда, даже если в машине нет магнитолы или она отключена.

Салон современного автомобиля начинает звучать сразу, как только мы включаем зажигание. Запустили двигатель — новый звук (но шум мотора мы сегодня слушать не станем). Начали движение — опять новый звук, если забыли пристегнуть ремень безопасности. А вот на его фоне еще один — не до конца закрыта какая-то дверь.

Дверь закрыли плотнее, но ремень проигнорировали — сигнал начинает звучать громче и противнее. Тут уж волей-неволей пристегнешься.

Некоторые автомобили издают звук при выборе задней передачи.

Если включаются сигналы поворотов или аварийная сигнализация мы тоже слышим определенные равномерные пощелкивания.

Все эти звуки по своей сути являются информирующими или предупреждающими. И они должны отличаться.

Нажатие любой кнопки на мониторе автомобиля сопровождается своим звуком
Нажатие любой кнопки на мониторе автомобиля сопровождается своим звуком

Эта музыка звучит в салоне помимо нашей воли. И есть специальные люди, которые учат машину издавать их. Именно их, а не какие-то другие.

Раньше мало кто задумывался, какие звуки издает автомобиль при срабатывании каких-то датчиков или начале функционирования различных систем. Оставляли те звуки, которые получались сами собой. Но чем больше пичкали автомобиль различными датчиками, чем у большего числа новых систем начинали прорезаться свои голоса, тем больше автопроизводителям приходилось задумываться над тем, какой тон придать каждой из них. Звук парктроника надо сделать таким, чтобы отличать его от предупреждения, издаваемого датчиком полосы. При этом позаботиться, чтобы они были достаточно тревожными и в меру противными. Но именно в меру. Вовсе не нужно, чтобы, заслышав такой звук, водитель судорожно звонил в МЧС.

Парктроник предупреждает водителя о появлении помехи звуковым сигналом
Парктроник предупреждает водителя о появлении помехи звуковым сигналом

Чтобы разобраться с такой вот музыкой, систематизировать ее и аккуратно вписать в салон автомобиля в серьезных автостроительных компаниях за дело взялись «большие умы». Появился даже новый термин — звуковой дизайн. При этом каждая марка стремится создать свои собственные звуки, чтобы водитель и пассажиры, находящиеся внутри автомобиля, даже не видя эмблемы на руле и прочих атрибутов марки, понимали и осознавали, что находятся они именно в машине, произведенной компанией Mercedes/Volvo/Toyota/Renault/Fiat/Suzuki/BMW/Citroёn/Honda,.. а не какой-то другой.

Главная цель работы этих людей — быть в гармонии со звуком. Наиболее продвинутые саунд-дизайнеры стремятся создавать звуки, похожие на те, что издает сама природы: падения капли воды, шум леса, звук пересыпаемого зерна… Их записывают в естественных условиях, потом преобразуют на компьютере, придавая им нужные оттенки, а затем то, что уже в принципе можно загружать в автомобиль, дают слушать тем, кто будет на таких машинах ездить.

Уильям Родригес, пилот проекта по восприятию дизайна автомобилей Renault: "Автомобиль — это инструмент, который нужно настраивать. Он издает абстрактные звуки, которые необходимо понимать. Мы не создаем музыку, мы передаем сообщения с определенной эстетикой, укрепляя при этом ДНК бренда."
Уильям Родригес, пилот проекта по восприятию дизайна автомобилей Renault: "Автомобиль — это инструмент, который нужно настраивать. Он издает абстрактные звуки, которые необходимо понимать. Мы не создаем музыку, мы передаем сообщения с определенной эстетикой, укрепляя при этом ДНК бренда."

Саунд-дизайнеры внимательно слушают отзывы, анализируют их и вносят необходимые коррективы. Затем — опять собирают отзывы. И так до тех пор, пока не получится тот самый дизайн для уха, который станет отличительной чертой марки.

Специальный отдел дизайн-подразделения Renault в настоящее время работает над новым поколением звуков для серийных автомобилей, которые будут запущены в ближайшие несколько лет, начиная с Mégane E-TECH Electric. Первые серийные машины с новым саунд-дизайном выйдут в свет уже в следующем году.