Никогда не думала, что представится возможность написать рецензию на некогда очень популярный в Москве мюзикл. Тогда, после его просмотра, мне хотелось поскорее вымыться, а люди вокруг убеждали меня, что это такая суперская политическая сатира.
Этот спектакль - лауреат премии "Гвоздь сезона" 2010 г., лауреат премии "Музыкальное сердце театра" в 4 номинациях, лауреат национальной театральной премии "Золотая Маска" (2009) в категории "Оперетта/Мюзикл" в четырех номинациях: лучший спектакль, работа режиссера, женская роль, мужская роль.
Вы мне скажете, вспомнили, кому сегодня интересен спектакль 10-ти летней давности. Возможно, эта рецензия откроет глаза основателю и художественному руководителю московского театра «Et Cetera», Александру Александровичу Калягину.
Статью которого я прочитала в «Московском комсомольце» под громким названием: Александр Калягин: «Голые бродят стаями по сценам, и кого это удивляет?», размышления у театрального подъезда.
Он сетует на то, что современный театр изменился, что на сцене пошлость и грубость, молодые режиссеры в погоне за сиюминутным успехом, за получением очередной «медали», полученной впопыхах, могут растерять себя, и остаться у разбитого корыта, потому что не захотели найти время на «постижение своей собственной сути, сути текста, сути жизни».
Сегодня есть понятие модный режиссер, не талантливый, а модный. Главная задача, эпатировать публику, так считает Калягин.
«Жизнь вокруг такая спешная, крикливая, неясная, за ней трудно угнаться, еще труднее в ней разобраться. Отсюда такая торопливость, неряшливость в творчестве, главное — быстрее других ухватить за хвост успех, суметь обмануть своей как бы непредсказуемостью, удивить как бы новым. А то, что уже завтра может наступить разоблачение, мало волнует». (А.А. Калягин).
Спасибо Дзену, что я могу сегодня написать рецензию-разоблачение на омерзительный спектакль, который в 2009 году на сцене своего театра с огромным удовольствием, как художественный руководитель, разрешил поставить Калягин.
Это мюзикл Мела Брукса «Продюсеры», краткое содержание: продюсер делает постановки на Бродвее, но каждый раз терпит фиаско, он держится на плаву за счет богатых поклонниц преклонного возраста, которые дают ему деньги. После очередного провала он приглашает оценить убытки бухгалтера, и тот подбрасывает нерадивому продюсеру очень выгодную идею, как обезопасить себя от кредиторов, если очередной спектакль прогорит. Надо поставить заведомо провальный мюзикл, все расходы спишут в убыток, а нецелевые расходы никого не интересуют.
Вроде и все, продюсеры решают ставить спектакль про "фюрера", с грандиозными декорациями, на главную роль приглашают фрика в надежде, что никто не захочет смотреть это зрелище, а публика вместо того, чтобы освистать постановку, принимает спектакль, как неожиданную политическую сатиру.
На этот «шедевр» я попала случайно, я работала в компании, которая на 23 февраля и 8 марта делала своим сотрудникам всегда один и тот же хороший подарок, наше руководство приглашало всех в театр, вот так мне "посчастливилось" посмотреть «Продюсеры».
Зрелище было еще то, во втором действии нам показывают спродюсированный спектакль, вообразите, занавес, на котором огромный орел и огромный подсвеченный черный крест, по сцене бегают фрики в тирольских шапочках и шортах с повязками на руках, эти люди с удовольствием вскидывают ручки с приветственным кличем.
В общем, это был ужас, который придумал Мел Брукс, американец так говорил про эту свою работу: "Я, наверное, самый безумный ветеран Второй мировой. Воевал в Северной Африке в чине капрала, а потом снял комедию "Продюсеры". До сих пор получаю негодующие письма от еврейских бабушек: "Вы думаете, поющий "фюрер" — это смешно?" Моя мама была еврейкой, и ее такие шуточки нисколько не смущали. Эта комедия — проверка мира на вшивость".
Это комедия оказалась проверкой театра «Et Cetera» и Александра Калягина на вшивость. Ему хватило четыре года, чтобы после открытия театра, поставить это на своей сцене.
Именно Александр Калягин в ответе за то, во что превратился современный театр, потому что он в 2009 году «быстрее других ухватил за хвост успех, сумел обмануть своей как бы непредсказуемостью, удивить как бы новым». Поэтому мы сегодня пожинаем плоды его начинаний, за десять лет наш театр стал поистине «Продюсерским».
И под занавес. Вы мне можете сказать, вы ханжа, вы не понимаете эстетику жанра и настоящий юмор, вы «не прошли проверку на вшивость». Может быть, но я с трудом могу представить, чтобы наши режиссеры-фронтовики могли придумать такой сюжет и предложить своему зрителю. А среди них были и режиссеры, которые делали комедии, например, Леонид Гайдай «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница»). Или такие режиссеры, как Станислав Ростоцкий («А зори здесь тихие»), Петр Тодоровский («Военно-полевой роман») и многие другие.
И еще мне удивительно, как театральная общественность обласкала этот сценический "позор", нет, не удивительно. Знаете, кто вручает премию «Золотая Маска»? Это «Союз театральных деятелей России», и с 1996 года бессменным председателем этого союза является, кто бы вы думали, конечно, Александр Александрович Калягин.
А предыдущим был Михаил Ульянов, который не увидел «Триумфа воли» Александра Калягина. Я думаю, Михаил Ульянов бы не позволил раздавать «Золотые Маски», свое детище, за подобные «непредсказуемость и новшество».
Понимаю, что моя статья мало будет интересна молодым людям, за десять лет они привыкли ко всему в театре и вне его, но мне очень хочется, чтобы эту статью прочитал виновник и зачинщик развала нашего театрального искусства – Александр Калягин. Театр у него классный, мне больше всего понравились кресла, тогда они были по моде - разные, как сегодня, не знаю, потому что никогда больше не хотела пойти в «Et Cetera», как отрезало.
Спасибо, что дочитали до конца статью. Буду благодарна, если Вы подпишетесь на мой канал. Ваши лайки помогают автору канала продолжать публикации. Читайте другие мои статьи.