Найти тему
«Пять?‎» Легко!

Финансовая грамотность детей дошкольного возраста

Фото автора cottonbro: Pexels
Фото автора cottonbro: Pexels

Мы с вами продолжаем тему финансовой грамотности. В моей предыдущей статье мы рассматривали, почему эта тема является настолько важной. Сегодня рассмотрим конкретные способы и приемы, которыми могут пользоваться родители, чтобы начать знакомство ребенка дошкольного возраста с этой непростой темой.

Две основных вещи: отвечайте на все вопросы ребенка и играйте с ним! Играйте во взрослую жизнь и рассказывайте о взрослом мире детским, игровым, простым языком. Качественно отвечайте на вопросы: не нужно отнекиваться и или говорить, что мы так делаем, потому что "я так решил", "так правильно", "вырастешь - поймешь". Ребенок и сейчас все понимает, только научитесь доносить информацию на его языке, чтобы у него с детства выстраивались причинно-следственные связи. Сейчас объясню на примерах:

  • Откуда берутся деньги? Что такое деньги?

Деньги дома появляются не из воздуха. Мама и папа ходят на работу, за это им "дают" деньги. Важно донести, что работа - это не развлечение. Работа - это труд, если не трудиться, то денег дома не будет, кушать будет не на что и покупать вещи и сладкое тоже. Можно провести параллель между взрослым и ребенком: ребенок ходит в садик, ему это не всегда нравится, но ему нужно это делать для развития, чтобы у родителей было время ходить на эту самую работу. Когда ребенок станет старше и пойдет в школу, то у него будет обязанность ходить в школу и делать уроки. Это его работ, пока он маленький. У каждого в семье есть свои обязанности.

Изучите с ребенком российские деньги: бумажные / железные, разный номинал, рубли / копейки, разные картинки на деньгах. А потом можно углубиться в эту тему, рассказать, что разных странах деньги называются по разному, а есть страны, где названия, наоборот, совпадают. Поиграйте с ним в это, поучите, пусть названия будут на слуху.

  • Есть бартер, а есть денежные отношения

Можно сравнить денежные отношения с бартерными денежными. Дети на детской площадке часто меняются игрушками, потому что у одного есть машинка, а другого пистолетик. Тот, у кого пистолетик, хочет машинку, а ребенок с машинкой - пистолетик. И дети меняются. Тоже самое с покупкой в магазине: в магазине вещь, которая нам нужна и мы меняем деньги на эту вещь.

  • Как ими пользоваться?

Самое лучшее - наглядные примеры. Можно попробовать наклеить стикеры с ценами на некоторые продукты в доме, дать ребенку денежку и пусть он попробует что-то "купить" и при этом уложиться в ту сумму, которую вы ему дали.

Безусловно, денежка должна быть маленькой и цены низкие, чтобы маленький ребенок мог сам посчитать

  • Месячный бюджет

С этой сложнейшей штукой маленького человека тоже можно познакомить. Да, на базовом уровне, но все же. Главное, на элементарных примерах. На что тратятся в семье деньги? Условно: продукты, игрушки, квартира (аренда, ЖКХ), машина (бензин, обслуживание). Это все можно показать: есть "куча" денег (можно самого низкого номинала или вообще железные) и распределяется между всеми этими категориями. Вместо продуктов берем, например, парочку фруктов, берем какую-то игрушку, берем вместо настоящих машины и квартиры игрушечные. Желательно оставить небольшую "кучку", которая будет откладываться "на черный день".

Можно добавить в бюджет еще одну статью расходов: благотворительность. На мой взгляд это очень важно: во-первых, сами наверняка начнете помогать нуждающимся (хоть по 100 рублей, это не самое главное), а во-вторых, ребенка будете знакомить с проблемами современного мира, будете ему показывать, что людям можно и нужно помогать.

С этим можно составлять различные игры: чтобы ребенок сам распределял деньги; чтобы ему говорили, на какую категорию сколько тратится, а он бы считал необходимый бюджет и так далее.

  • Почему нельзя купить тот или иной товар, который хочет ребенок?

Здесь вспоминаем то, что я писала в самом начале: учитесь отвечать на вопросы. Вы не покупаете эти конфеты в этом магазине, так как они очень дорогие, невыгодно покупать. Завтра вы пойдете в другой и купите в том магазине, так там они дешевле, выгоднее.

Или вы не купите эту игрушку, потому что у ребенка таких много, а вот этой нет. Если захочет, купим другую, если нет - вообще ничего не купим.

  • Игры с деньгами

Я в статье уже писала о некоторых играх с деньгами. Уверена, вы сможете придумать еще множество.

А сейчас еще раз обращу внимание на важность игр и необходимость именно через игры, через доступный для ребенка язык доносить важную информацию.

  • Мультики

Не случайно мультики стоят в конце, потому что живое общения с родителями ребенку не заменят никакие мультики. Но без них тоже не обойтись, они тоже нужны. Поэтому мультики можно тоже ставить полезные. Сейчас придумывают для деток классные мультики, в которых в том числе рассказывают о деньгах, покупках и финансах.

Есть серии про финансы в "Смешариках", "Фиксиках", "Уроках тетушки Совы".

Увлекательного вам изучения :)