Пожалуй, Рембрандт Харменс Ван Рейн заслуженно является одним из самых известных голландских художников. Число, написанных им картин превышает 30, по большей части это портретная живопись. Абсолютно все картины поражают зрителя умением художника расставлять тени, привлекать внимание на, казалось бы, незначительные детали, путем расставленная световых акцентов (чаще всего они расставлены на кистях персонажей). Апогеем этих черт является картина "Ночной дозор". Именно на ней я и хочу сегодня остановиться.
Картина была написана маслом в середине 17 века. В длину холст достигает четырех метров. По сей день это полотно хранится в национальной галерее Амстердама, для картины выделен отдельный зал.
Несмотря на то что "ночной дозор" является предметом очень частых исследований, определить точный жанр картины сложно: некоторые искусствоведы считают, что она написана в духе импрессионизма, другие- в духе реализма. О том, что картина написана в жанре импрессионизм, позволяет судить динамичность фигур, их положение не статично, ощущение будто бы это фотография, а не картина. Также фигуры безконтурны и один цвет плавно накладывается на другой. Такие методы были новаторскими по тем меркам. А о принадлежности картины к жанру «реализм» свидетельствует точная проработка деталей, объективность изображения (сюжет основан на реальных событиях), в какой-то степени Рембрандт поднимает социальную проблематику (патриотизм и служба родине).
На картине изображена рота ополченцев. Ополчение состоит из людей абсолютно всех сословий, этим автор пытался подчеркнуть неделимость и равенство всех людей. Каждый герой готов ринуться в бой, каждый руководствуется желанием отстоять Родину. На картине изображена рота за миг до начала действий,
Полотно выполнялось по заказу, так что изначально оно должно было выглядеть иначе, как обычный групповой портрет. Изначально должно было быть изображено 18 человек, однако по завершении работы на полотне появилось еще 16 дополнительных персонажей. Примечательно, что в гуще боевых действий изображен ребенок. Причин на изображение девочки в центре композиции несколько: девочка могла быть талисманом мушкетеров или же фигура была необходима, для того чтобы уравновесить цветовую композицию, поскольку она находится в месте золотого сечения полотна (на картине преобладают темные, приглушенные тона, а свет сконцентрирован на руках и на девочке).