На первый взгляд, мы все знаем, что такое "эгоизм", но если задуматься, то можно найти множество вариантов ответа. Давайте для примера возьмем школьные оценки. Один школьник заявляет: «да, я троечник, но я хотя бы не двоечник, как мой сосед», и вот он уже не оболтус, а борющийся с тяготами и превозмогающий их победитель в маленьком соревновании со своим соседом двоечником. А другой школьник говорит: «я получил четвёрку, а должен был получить пятёрку, я бездарность», так он становится в своих глазах хуже троечника, потому что последний стабилен в своих оценках, а отличник деградирует. Попробуем разобрать понятие эгоизма в широком и узко-индивидуальном значении.
Слово эгоизм в современности приобрело 2 противоположных значения:
1. Поведение, целиком определяемое стремлением человека к собственной пользе, выгоде, зачастую сиюминутной. Такой подход предполагает попирание интересов третьих лиц в пользу эгоиста и имеет негативный окрас.
В пирамиде Маслоу, например, неспроста нет сектора, отвечающего за каннибализм или какой-либо другой способ навредить окружающим, но есть социальные потребности. Человек - существо социальное и, если бы пещерные люди поодиночке ходили охотится на мамонтов или самый сильный в одиночку ел убитого мамонта, человечество бы не выжило.
Первый человек эгоистичен настолько, что считает нормой обмануть или предать своего друга из-за пустяковой наживы: «ну а что, надо же иногда и для себя пожить». Этот эгоизм ближе всего к эгоцентризму, назовём его эгоизмом первого уровня или личностным эгоизмом.
У второго человека горизонт взглядов шире, и он понимает, что друг и его уважение в перспективе могут оказаться полезнее, чем, например, пара тысяч рублей, которые можно выгадать, слукавив. И он готов даже помогать этому другу, потому что и самому помощь может понадобиться когда-нибудь, может быть… а есть незнакомый, чужой, этому чужому и помогать незачем, и обмануть не зазорно. Назовём это эгоизмом второго уровня или групповым эгоизмом.
2. Эгоизм - синоним альтруизма. Это забота об окружающих и при осознании того, что в обществе, в котором процветает взаимопомощь каждый из членов имеет больше шансов на развитие и процветание. Такой подход даёт позитивный окрас эгоизму.
У третьего человека взгляды ещё шире и все, кто не «против нас» воспринимаются как те, кто «с нами», и мыслит он уже следующим образом: «почему бы не сделать доброе дело человеку, в намерениях которого не прослеживается ничего дурного? У нас обоих после этого станет лучше настроение и, может быть, он захочет помочь кому-то ещё, так я сделаю лучше не только положение дел у конкретно данного человека, но и внесу свой созидательный вклад в целый мир». Можно охарактеризовать такой эгоизм, как общечеловеческий или как эгоизм 3 уровня.
Я не раз замечал, как эти два противоположных понятия по ошибке или злой воле смешиваются в одно, таким образом второе оправдывает первое и получается замешанный на социал-дарвинизме оксюморон, подрывающий всю сущность общества и превращающий его в подобие пауков, дерущихся в банке: «эгоизм — это стремление человека к собственной пользе вопреки окружению, такое стремление позволяет развиваться каждому из членов общества, а значит и всему обществу в целом». Данный термин звучит в разных интерпретациях, но его сущность остаётся единой, «выживает сильнейший». Но общество перестаёт быть таковым, когда все борются против всех, а становится кучей субъектов, борющихся не против общих проблем, а в конечном итоге сами против себя. Представьте муравейник, в котором каждый муравей пытается стать хозяином, вот иллюстрация неправильно понятых личных интересов.
Результатом такого размывания границ является создание позитивного окраса у изначально негативного термина «эгоизм», что неизбежно влечёт за собой неоднозначную трактовку понятия. Ещё Вольтер сказал: "Прежде чем спорить, давайте договоримся о терминах". Поэтому я предпочитаю использовать термин эгоизм именно в первом, негативном значении, а при использовании его во втором значении дополнять его фразой о том, что общественный интерес - это правильно понятый личный интерес.
«Divide et impera» (разделяй и властвуй), - гласит римская поговорка, вовсе не теряя со временем своей актуальности. Чьи права легче попрать: группы отдельных граждан или коллектива, работающего, как часы? Кого проще убедить в оправданности идеи, основанной на сфальсифицированных данных: разобщённых учёных узких специализаций или действующий научный институт?
Исходя из основных правил логики, можно говорить о том, что отношение подчинения в ситуации, когда «Я» противопоставляется «МЫ» подменяется отношением противоречия, что, в свою очередь, позволяет прочертить именно вокруг «Я» линию разграничения эгоистичных интересов, в то время, когда всем очевидно, что жизнь индивида в процветающем обществе качественнее жизни в погибающем.
Когда в обществе достигается определённый процент согласных с более низкой формой эгоизма (например, согласных с эгоизмом 2 уровня становится больше, чем согласных с эгоизмом третьего уровня), начинает срабатывать так называемый эффект ведра с крабами и люди в ответ на «добрый» поступок отвечают равнодушием или «злым» поступком. Человек с более высоким уровнем эгоизма в результате этого приобретает больше причин утомляться, огорчаться и производит переоценку ценностей, присоединяясь к приверженцам более низкого уровня эгоизма, повторяя вместе с остальными мантру «такова природа человека». Не все знают, что эта цитата является частью цитаты беглого философа Георгия Ивановича Гурджи́ева и целиком выглядит следующим образом: «Такова природа человека, что за первый твой подарок - он падает ниц перед тобой; за второй - целует твою руку; за третий - подлизывается; за четвертый - лишь кивает головой один раз; за пятый - становится слишком фамильярным; за шестой - оскорбляет тебя; а за седьмой - судится с тобой за то, что ты дал недостаточно».
Резюмируя вышесказанное хотелось бы призвать читателей стремиться к однозначности в понимании терминов, которыми они оперируют и не терять веру в людей.