Нет, мне конечно не 200 лет, и речь идет не о легендарной драматической актрисе Сере Бернар (1844-1923гг ).
Речь о старинном сорте пиона, названном ее именем - Сара Бернар. Правильнее писать пион Sarah Bernhardt, как назвал его автор - великий Виктор Лемуан, французский селекционер, подаривший нам столько сортов изумительной сирени, чубушников, пионов и многих других дивных растений.
А сорт Сара Бернар он создал в 1906. И это до сих пор один из самых востребованных и популярных пионов.
В чем его секрет? Мне кажется, нежная окраска цветка и изысканная форма очень хорошо отражает эпоху, в которую он был создан, и ее стиль ар нуво (модерн) - причудливый, легкий, воздушный. И конечно, восприятие красоты субъективно, но лично для меня в этих цветах есть то, что называют "французский шарм".
А первая встреча моя с этим цветком состоялась в июне 2006 года, в Клубе Цветоводы Москвы, где была организована выставка, посвященная 100-летию сорта пиона Сара Бернар.
Но тогда я была поражена не столько красотой этого сорта, сколько его разнообразием. Свои экземпляры представили многие члены Клуба, все цветки были красивыми, нежно розовыми или чуть малиновыми, но многие отличались между собой размерами, оттенками, пушистостью.
Но был один экспонат, который можно назвать эталонным. Это был букет из огромных розовых пионов с красиво уложенными лепестками. Он принадлежал коллекционеру и селекционеру пионов Владимиру Дуброву. И тогда я поняла, вот она - настоящая Сара Бернар, изящная, благородная, прекрасная.
Но спросить тогда о покупке корешка этого сорта почему-то не смогла (то ли владельца не было, то ли что-то отвлекло, не помню).
А спустя некоторое время я отправилась в Англию, в путешествие по замечательным английским садам. И был среди них один, который никак нельзя было пропустить. Это сад созданный Гертрудой Джекил в 1907 году
и восстановленный уже в наши дни его нынешней владелицей Розамундой Уоллинджер.
Я не буду подробно останавливаться на описании сада (виртуально прогуляться по нему вы можете по этой ссылке).
Скажу лишь, что хозяйка сада с удовольствием показывала нам его и рассказывала, как восстанавливала по старым чертежам, схемам, описаниям. А на мой вопрос - сложно ли было доставать сорта растений, которые цвели здесь сто лет назад - ответила, что нет, все можно найти в каталогах питомников и выписать. Единственное, заметила она - пион Сара Бернар - она не смогла найти аутентичный сорт ни в Великобританий, ни во Франции. Пришлось ехать за ним в Россию.
Была осень, пионы уже не цвели, но по фотографиям в книжке, которую я там купила, я поняла, это именно тот вариант, который я видела на выставке.
И мне даже стало немножко стыдно: человек отправился в другую страну за корешком пиона, а я в Москве не могу купить, то что очень понравилось.
Правда, в оправдание себе скажу, в нулевые питомников было раз-два и обчелся, искать что-то стоящее надо было по коллекционерам.
В общем, не сразу, а наверное, на будущий год, а может и через два, мне через знакомого члена клуба Цветоводы Москвы удалось купить кусочек корешка с тремя почками. И именно из коллекции Дуброва. Еще пару лет я ждала, когда же расцветет она - моя дивная Сара Бернар.
И дождалась. Куст вырос огромный
с крупными
и многочисленными цветками.
И теперь каждый июнь - во второй половине месяца - происходят мои встречи с Сарой Бернар.
В нынешнем году это встреча состоялась буквально вчера.
И сейчас я сижу у компьютера и вокруг все пропитано густым ароматом этих цветов.
Спасибо, что дочитали до конца!
Буду рада вашим откликам, комментариям, лайкам!
Подписывайтесь на мой канал!