Каждый день человек играет около десятка ролей. Утром это может быть роль сына, дочери, мужа, жены, затем роль собеседника в автобусе, покупателя в магазине, посетителя банка.
Большинство действий происходят бессознательно и основаны на отработанных годами рефлексах.
Согласно трансакционному анализу Эрика Берна, при общении человек всегда занимает 1 из 3 позиций. Именно оно определяет, как и на что он будет реагировать – и как на него будут реагировать окружающие:
▪️pодитель
▪️взрослый
▪️ребенок
Позиция родителя – позиция старшего. Mожет выражаться как в негативно, так и позитивно. Это забота и опека, но в то же время – контроль, принуждение и поучения свысока. Из этого состояния мы заставляем себя и других что-то «взять и сделать», учим и объясняем, отсюда же ухаживаем, кормим, защищаем.
🔺Родитель – это образ наших настоящих родителей, который как бы отобразился в психике и остался с нами навсегда. Естественно, это состояния зависят от того, как вели себя с нами наши настоящие мама и папа.
🔹Типичные фразы родителя: «Я знаю лучше», «Я тебе объясню», «Я тебе помогу», «Кто же так делает?», «Это запрещено», «Ты должен».
Позиция ребенок - позиция «хочу – не хочу». Здесь все определяется желаниями и эмоциями. Этому состоянию свойственны: игровое взаимодействие, детские реакции, радость жизни, проявление творчества, но также страхи, обиды и зависимость.
🔸Ребенок – проекция нас самих из детства. Соответственно, его реакции и позиции – такие же, как у нас самих, когда мы были детьми.
🔹Типичные фразы ребенка: «Не хочу», «Не буду», «Мне так тяжело», «Помоги, мне не справиться», «Как замечательно!», «Хочу», «Мне нравится».
⬛️Позиция взрослого – позиция здравого смысла. Когда человек рассматривает ситуации и события с точки зрения удобства и выгоды, пользы для себя и других, с позиции равенства собеседников. ◾️Это та часть личности, которая строит планы, зарабатывает деньги. Как правило, в этом состоянии человек спокоен.
Это часть личности не является проекцией нас в детстве или отражением образа родителей. Она взрашивается самостоятельно
🔹Типичные фразы: «Давай обсудим это», «Я уверен, мы найдем правильное решение», «Я полагаю…».
☝️Все три состояния важны, они помогают развиваться гармонично и добиваться успеха. Например, чтобы добиться цели - ребенок видит то, что ему нравится и загорается желанием, взрослая часть оценивает ситуацию, ищет способы, как этого добиться, а родитель контролирует и говорит - «давай, делай, ты должен», проверяет результаты, напоминает.
НО, если эти части находятся в дисбалансе, человек начинает себя вести не совсем адекватно.
❌Ребенок бросает дела не доделав, постоянно на что-то отвлекается, обидчивый, зависимый от мнения других, безответственный: инфантильный, неспособный концентрироваться.
❌Родитель может стать гиперотвественным, критичным, проявлять чрезмерную заботу о других в ущерб себе, забывать отдыхать и расслабляться.
У состояния ВЗРОСЛЫЙ (разумное и спокойное поведение, здравая оценка ситуации) всего 1 проблема – его слишком мало. К счастью его можно развить и сделать полноценным.
Чтобы понять, какая роль у Вашей личности больше всего выражена, предлагаю пройти следующий тест. По итогу вы получите Эгограмму, в которой будет наглядно показано лидирующее эго-состояние.
https://psytests.org/ta/barego.html
Больше интересной и полезной информации в моем инстаграме: https://www.instagram.com/polina.anima/