Найти в Дзене
Денис Ш

О зарубежных поздравлениях и обращениях в праздники и памятные даты.

Взято с сайта дойче велле.  Президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер в музее "Берлин-Карлсхорст"
Взято с сайта дойче велле. Президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер в музее "Берлин-Карлсхорст"

Меня часто интересуют такие мелочи, как разница тоне и стилях поздравления нас с разными праздниками. Я их можно сказать что коллекционирую. Об особенностях поздравления с 9 мая и Днем космонавтики я писал раньше. А тут как раз накопилось материала по поводу еще двух дат.

Первая это очень радостные поздравления патентованных скажем так "не друзей" России 12 июня. Самый для нас спорный, малопонятный и непопулярный праздник, сейчас называющийся "День России".

Майкл Макфол

И даже расширил поздравление, объяснив что лежит в его основе.

В тот же день, поздравлял Энтони Блинкен.

Его поздравление намекает на то что сие сделано в преддверии встречи Путин-Байден. И его что примечательно не было в англоязычном твиттере Блинкена, а только на русской странице Госдепартамента и на его официальной странице. Но все равно как то очень заметна разница с поздравлениями по поводу дат второй мировой и днем космонавтики, со страной Воландемортом.

Судя по всему даже своим клевретам разрешили поздравить.

Не как на 9 мая грязь лить.

В общем поздравление скорее всего конъюнктурное. И поздравлять просто, потому что не связано с СССР, которого как я говорил раньше скорее всего нельзя поминать в положительном контексте.

Еще в Брюсселе знаменитого писающего мальчика нарядили петровским гвардейцем. Тут я просто не знаю что сказать.

Второе это как ФРГ прибило на нечто похожее на покаяние за 22 июня.

Но покаяние изрядно сдобренное политическими обращениями, у Меркель это оказался повод сказать про аннексию, оппозицию и все такое.

"При этом федеральный канцлер напомнила, что - несмотря на ужасные события войны - многие протянули Берлину руку примирения. За это Германия испытывает глубокую признательность, подчеркнула она. Ангела Меркель особо отметила политику президента СССР Михаила Горбачева, благодаря которой Германия смогла мирно воссоединиться в 1990 году и с тех пор развивать гражданские связи между двумя странами. В своем подкасте канцлер ФРГ затронула и недавние события на постсоветском пространстве. С большим сожалением она высказалась о том, что "активность гражданского общества в России, а также в Беларуси, в последнее время ограничена - более того, стала невозможной". "Когда мирные демонстранты и неугодные (властям. - Ред.) представители оппозиции оказываются за решеткой, это накладывает тяжелый отпечаток на наши отношения", - подчеркнула глава германского правительства. По ее словам, аннексия Россией Крыма и поддержка сепаратистов на востоке Украины - нарушения международного права. Для Германии, как и для всего Европейского Союза, это неприемлемо, уверена Меркель."

А Штайнмаер говоря о советских пленных и сокрушаясь вторжении говорил и о том каким было плохим советское руководство.

"Немцы любят утверждать, что осознали ту моральную вину, которая легла на них во времена национал-социализма. Убийство миллионов евреев в Европе и преступления Второй мировой войны считаются более или менее тщательно изученными. Этот исторический нарратив широко распространен. Однако он основан на взгляде в прошлое, который направлен, в первую очередь, на Запад.Речь федерального президента Франка-Вальтера Штайнмайера (Frank-Walter Steinmeier) по случаю 80-й годовщины нападения нацистской Германии на Советский Союз показала, что этот взгляд на историю не учитывает многое из того, что пережили народы стран Восточной Европы.

Через всю речь Штайнмайера красной нитью прошла история жизни солдата Красной Армии. Борис Попов испытал ужасы и лишения, оказавшись на войне и затем в плену. Как и миллионы других советских военнопленных.

Но для их историй, наполненных страданиями, не было места в культуре памяти: в Германии их массовая гибель и зачастую бесчеловечное обращение с ними никогда не были частью коллективного массива воспоминаний."

Это стоит отметить что долгое время для Германии уничтожение советских пленных или граждан угнанных в Германию, как бы не существовало. Ну т.е. историки о таком писали, но в культуре это почти не присутствовало, подавляющее большинство жителей ФРГ об этом не знали.

"А Советский Союз встретил своих солдат, вернувшихся из плена, с ужасающим недоверием, приводившим к репрессиям. Но это отношение теперь может измениться, ведь и новая выставка, открытая в германо-российском музее, посвящена исключительно судьбам советских военнопленных. Правда, посол Украины в ФРГ не участвовал в открытии выставки, а также не присутствовал при выступлении Штайнмайера - в знак протеста против места, которое называется "Германо-российский музей "Берлин-Карлсхорст". Он протестовал таким образом против того, что внимание сфокусировано лишь на России, что, по его мнению, выразилось в названии мемориального комплекса.

Дипломатический скандал вокруг официального представителя Украины пролил кратко, но от этого еще более ярко, свет на ту взрывную силу, которой все еще обладает политика памяти. Россия уже давно проводит такую историческую политику, которая позволяет ей, опираясь на историю, делать политику сейчас. Так, позитивное отношение к советскому диктатору Сталину в настоящее время переживает в России ренессанс, который представляет собой нечто большее, чем просто странную ностальгию. Новые законы Российской Федерации устанавливают односторонний патриотический взгляд на историю, подкрепленный угрозой наказания. Однако не только Украину, но и другие государства-преемники советской империи преследует это великорусское понимание истории - его используют для оправдания новых претензий Москвы на господство. К числу заслуг Штайнмайера относится то, что он все это высказал - сдержанно, но внятно. И не отклоняясь от цели речи - почтить память жертв "немецкого варварства". Таким образом он затрагивал тему и произносил вещи, которые в современной России воистину не являются общественным благом: сталинизм - это злой рок, а историю непозволительно использовать в качестве оружия."

Букет претензий. И использование политики ВМВ в имперских целях, и односторонний патриотический взгляд на историю(который прямо скажем совсем не односторонний настолько насколько нам бы хотелось) и что сталинизм это плохо.

Ну и в итоге это надо полагать цель чего сейчас хотят правящий немцы.

"И наконец, имея в виду агрессивную политику России в отношении Украины: память о Второй мировой войне обязывает нас стоять за мир между странами бывшего СССР. По-прежнему не хватает одного главного жеста примирения, понятного для всех потомков тех, кто подвергся нападению 80 лет назад, во всех государствах, возникших после распада Советского Союза. По примеру того, как тогдашние канцлер Германии Гельмут Коль (Helmut Kohl) и президент Франции Франсуа Миттеран в 1984 году пожали друг другу руки в Вердене, на месте массовых захоронений жертв Первой мировой войны. Это был момент, вошедший в историю. Этот образ сразу стал символом примирения, который читали и понимали также в Бельгии, Нидерландах и других странах Запада. Ничего подобного (пока) невозможно себе представить на полях сражений в Восточной Европе - ни в Волгограде, ни в Харькове, ни в Бресте. Речь федерального президента, произнесенная в зале, в котором гитлеровский вермахт подписал акт о капитуляции в 1945 году, не может заменить этот момент - но она работает на него."

Что бы отношение ко Второй мировой было везде таким же как к Первой. Что это была никому не нужная трагедия в которой были виноваты все. Немцы очень много работали над таким отношением в Европе и не без успеха. При этом надо сказать что и в памяти западных стран основной хоррор и гекатомбы жертв отнюдь не вторая мировая война, а первая. Ей посвещенно куда больше памятников, могил неизвестных солдат, монументов, по ней официально сняты почти все претензии между участниками, во всяком случае европейскими.

Звучит диковато, привить нам такое, учитывая реалии Восточного Фронта, но вот пытаются. И не могу не отметить что, это уже прогресс по сравнению с тем что было раньше. Раньше если кто помнит в ЕС принимались резолюции о приравнивании режимов Рейха и СССР в преступности и в вине за развязывание Второй мировой.

Для иллюстрации статья с той же дойче велле, но только 2013г.

"В столице федеральной земли Бранденбург 3 - 4 июня прошли уже 15-е по счету "Потсдамские встречи", инициированные бывшим президентом ФРГ Романом Херцогом (Roman Herzog) как платформа для диалога интеллектуалов из России и Германии. Раз в год в достаточно узком составе - по 15 - 20 участников с каждой стороны - немецкие и российские деятели искусства, писатели, кинематографисты, ученые обсуждают актуальные проблемы современности. Тема "Потсдамских встреч" в этом году - "Влияние прошлого на будущее", а кульминацией стало общение с действующим президентом Германии Йоахимом Гауком (Joachim Gauck).

Как немцы изживали тоталитаризм

В его берлинскую резиденцию - дворец Бельвю - участников встреч доставили из Потсдама на автобусе заблаговременно. Около часа они топтались в фойе администрации президента, коротая время за минеральной водой, соком и кофе с печеньем. Потом вереницей перешли в сам дворец, расселись полукругом и снова ждали, а сотрудники администрации убирали оказавшимися лишними стулья. Впрочем Гаук, принимавший до этого королевскую чету из Нидерландов, опоздал всего на шесть минут, и протокольным приветствием он не ограничился. "Вам не повезло, дамы и господа, - начал федеральный президент. - Так уж получилось, что я эксперт в том, что касается главной темы вашей встречи. Так что вам придется потерпеть". Гаук рассказал, как мучительно после краха нацизма изживали тоталитаризм немцы в Западной Германии, где "после фазы некоторого промедления возник самокритичный исторический дискурс". При этом, указал президент, в центре внимания оказались "не собственные страдания и потери, а собственная вина наших соотечественников, их провал в деле спасения демократии, их жестокость". Гаук считает, что только признание правды, чувство стыда и вины позволило немцам снова обрести доверие к самим себе и доверие соседних народов. "Коллективная идентичность немцев, - заявил он, - включает в себя и осознание собственной вины, что оказывает на нацию полезное и стимулирующее воздействие".

Полезное чувство вины

В России, по словам президента ФРГ, также ведутся "впечатляющие исторические дискуссии на тему преступлений советского режима", но немецкий опыт преодоления национал-социалистического прошлого пока не используется."Какими бы различными не были идеологии диктаторов, существует универсальное правило: прошлое не уходит, когда-нибудь вытесненное из сознания оно непременно возвращается", - сказал Гаук, явно имея в виду сегодняшние процессы в России. Он считает, что было бы полезным, если бы российское посткоммунистическое общество проанализировало собственную историческую вину и покаялось. Гаук убежден, что воспоминания о потерях и лишениях, о победе в Великой Отечественной войне недостаточны для внутреннего примирения нации и развития гражданского общества. "Коллективное сознание формируют не только великие победы и великие травмы, но и чувство вины", - сказал президент. Ностальгия по минувшему имперскому статусу, сказал он, препятствия, которые власти чинят, в частности, обществу "Мемориал", не содействуют преодолению прошлого. Гаука, по его собственному признанию, "шокировали" данные о популярности в России таких исторических деятелей, как Ленин, Сталин и Брежнев.

Трудный выход из коммунизма

Российские участники встречи однако оспорили тезис федерального президента о пользе покаяния. Так, председатель президентского совета по развитию гражданского общества и правам человека, профессор Михаил Федотов предложил вместо покаяния использовать фрагмент христианского ритуала крещения - троекратное отречение от дьявола. "Все народы, которые пережили ужас тоталитаризма, - заявил Федотов, - должны не каяться, а пойти по пути отречения от преступлений режима".Неприемлемым немецкий опыт покаяния считает и декан Высшей школы экономики в Москве, профессор Сергей Караганов, поскольку "мы не разгромленная страна, а страна, выигравшая войну". И это обстоятельство, указал он, "делает наш выход из коммунизма гораздо более трудным". Почти 70 лет одна часть нашего народа уничтожала или подавляла другую часть, напомнил Караганов, - революция, коллективизация, волны репрессий. "И до конца признать, - считает он, - что мы с собой совершили, нашему народу будет очень трудно". Чужой опыт для России, по его словам, неприемлем, "мы должны выздоравливать сами". Немецкую критику происходящего в России профессор назвал "совершенно справедливой", но при этом счел необходимым предостеречь: "Друзья мои, не впадите в грех высокомерия! Помните, что немцам могут мгновенно припомнить все народы, что они сделали на протяжении прошлого века. Будьте осторожны, в том числе, и с русскими". Пока своего рода громоотводом для правящих кругов в России служит Америка, на которой, сказал Караганов, "все время отыгрываются". Но такая "искусственная угроза" может появиться и в Европе, прозрачно намекнул он. "Я исхожу из того, господин профессор, что ваши высказывания не имеют отношения к нашей послеобеденной беседе", - ответил Йоахим Гаук, по-видимому, не ожидавший такого поворота дискуссии. Он остался при своем мнении. "Еще есть народы, где большинство населения живут по принципу: "права она или нет, но это моя страна", - резюмировал президент. – Эта страна (Германия - Ред.) такую точку зрения решительно не разделяет". На предшествовавшем встрече с президентом ФРГ пленарном заседании дискуссия была куда менее острой. Ее участники говорили о пользе диалога, о столетиях, которые понадобились странам Европы, чтобы стать развитыми демократиями, о перспективах единой Европы "от океана до океана", об имидже России, о пользе торговли. А Михаил Федотов вспоминал о том, как в 1991 году, будучи заместителем министра печати, нес из школы, в которой учились его дети, большую коробку немецкой сушеной фасоли. "Для нашей семьи эта гуманитарная помощь имела значение, - рассказал он. - Это тоже прошлое, которое влияет на наше настоящее и будущее"."

Как видим в 2013г. от нас прямо требовали покаяния. Путину такого Гаук не говорил наверное только потому, что в рамках своей идеологии не хотел встречаться с чекистом. Отказался приехать на торжества Года Германии в РФ, потом в будущем отказался приехать на Олимпиаду в Сочи, непрерывно шпынял в нарушении прав человека, при визите в Германию вынужден был встретиться, но общение было крайне холодным с обеих сторон. Это даже называли в 2013г. большим охлаждением российско-германских отношений. Сейчас это уже грех вспоминать, насколько это все затмилось последующими событиями.

Но вот требовали покаяния, создания чувства вины, и вообще следования немецкому пути по отношению к нацизму. Не грех будет к этому мысленно добавить такой термин как декоммунизация. Причем сидящие перед ним деятели, и так настроенные антисоветски, от таких радикальных рецептов пришли в ужас. Даже патентованный либерал Федотов. Они попытались его отговорить, или предложить нечто другое, чем Гаук остался очень недоволен.

А еще бы я обратил ваше внимание на сам факт этой посиделки. Крупная европейская шишка собирала у себя периодически российских интеллектуалов, режиссеров, художников, политологов журналистов и рассказывала им что и как нужно представлять и какие прямо скажем идеологические доктрины распространять. Он такой был не один, и не единственный формат посиделок. К примеру каждый кинофестиваль в Европе был посиделками где нашим киношникам говорили что от них хотят увидеть на фестивалях. Были самые разные европейские структуры и клубы куда тоже приглашали и где российские представители даже могли быть членами. А потом в нашем кино, литературе и публицистике появлялись воплощения подобных требований. Сейчас меньше и с меньшим размахом, но и сейчас наше кино чисто прозападное, почти во всех аспектах.

Но было нечто полезное от Гаука, будучи человеком идейным он продавливал некоторые вещи. Он частично или полностью признавал вину Германии за ряд деяний на который раньше в ФРГ было принято делать морду тяпкой. К примеру частично признал вину Германии за "колонию Дигнидад", признал вину за геноцид гереро и готтентотов, извинялся перед Грецией за преступления Рейха и считал что Германия должна заплатить ей репарации. Отдельная тема того как Германия обошла этот вопрос. И наряду со всем в 2015г. он признал то что
с советскими военнопленными обращались только чуть чуть лучше
чем истребляемыми евреями.

"Президент ФРГ Йоахим Гаук (Joachim Gauck) назвал гибель миллионов советских военнопленных в нацистских лагерях одним из крупнейших преступлений нацистского режима. "Миллионы солдат Красной армии были доведены до смерти в немецком плену - они мучительно умирали от болезней и голода, их убивали", - заявил Гаук в ходе траурной церемонии на кладбище советских солдат в городе Шлос-Хольте-Штукенброк в среду, 6 мая. "Мы стоим здесь и вспоминаем об этой варварской несправедливости и нарушении всех цивилизованных норм", - сказал федеральный президент. Он напомнил, что если из западных военнопленных в немецких лагерях умерли лишь три процента, то из 5,3 миллиона советских военнопленных - значительно больше половины. Это, подчеркнул Йоахим Гаук, свидетельствует об огромных различиях в подходе к людям, ибо, по его словам, война на Востоке, в отличие от войны на Западе, была с самого начала войной на уничтожение и истребление. Президент ФРГ отметил, что вермахт с готовностью выполнял соответствующие приказы Адольфа Гитлера. "Вермахт тоже виновен в тяжких и самых тяжких преступлениях", - подчеркнул он. Не забывать о судьбе советских военнопленных По словам Йоахима Гаука, в Германии ужасная судьба советских военнопленных до сих пор находится в "тени памяти" и так и не была по-настоящему переосмыслена. Оккупационная и экспансионистская политика Советского Союза, а также установление коммунистической диктатуры на востоке Германии лишь убедили в собственной правоте "тех, кто хотел отвернуться и ни о чем не вспоминать", отметил президент ФРГ. Он также указал, что память о геноциде евреев тоже оттеснила на задний план переосмысление других преступлений нацизма, тогда как, по его словам, преступления национал-социалистов против различных групп на самом деле теснейшим образом связаны друг с другом. "Евреев, цыган, инвалидов и гомосексуалистов дискриминировали, унижали и убивали, а народы на Востоке клеймили как неполноценные", - пояснил Гаук."

И в том же году Германия таки признала это официально и решила выплатить компенсации уцелевшим военнопленным. Которых осталось только 4 тыс. Бесчеловечное отношение к советским пленным было признано только в 2015. Только. И кстати говоря прошло малозамеченным.

Ну а касательно темы моих наблюдений за поздравлениями и обращениями то я в очередной раз получил очень занимательные образцы, которые много говорят о поздравляющих и обращающихся. Если речь идет о нас, то поздравление\обращение становятся чем то таким, многомудрой политической игрой где во всем видят пользу и ставят хоть какие то мелкие цели. Как говорится в кулацком хозяйстве даже бычий хвост веревка. Друг с другом то они вполне нормально друг друга поздравляют, а нас как видим только по политическим моментам и с целями. Не относятся их политики к РФ нормально, даже в периоды всяких разрядок и потеплений, на уровне простой эмпатии и её отсутствия, что бы они не говорили по этому поводу.

А еще мне интересно почему автор, излагавший смысл речи Штайнмаера, это целый редактор русской службы ДВ, назвал его шаг рискованным. Среди кого рискованным? Откуда исходит опасность? Из РФ? Изнутри Германии?