7,5K подписчиков

Классный немецкий гоночный велосипед Diamant 67 1940 года, принадлежавший Чемпионке СССР Марии Мининой - из коллекции Веломузея.

1K прочитали

Один из значимых для коллекции Веломузея экспонатов - немецкий шоссейно-гоночный Diamant модели 67, 1940 года выпуска. Модель Diamant 67 вобрала в себя все лучшее, что могла предложить в то время велосипедная промышленность Германии – легчайшую раму из легированных труб; тормоза, колесные втулки, обода, руль с выносом, каркас седла, подседел, педали и даже шатуны из дюраля; совершенную систему переключения 3 передач фирмы Fichtel & Sachs! Для своего времени (конца 1930-х - 1940-х годов) – это один из самых передовых гоночных велосипедов в мире!

Немецкий шоссейно-гоночный велосипед Diamant модели 67, 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий шоссейно-гоночный велосипед Diamant модели 67, 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий шоссейно-гоночный велосипед Diamant модели 67, 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий шоссейно-гоночный велосипед Diamant модели 67, 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Этот Diamant 67 сохранился в оригинальном комплекте и заводской окраске. Велосипед мемориальный - он принадлежал знаменитой ленинградской спортсменке Марии Ефимовне Мининой - многократной чемпионке СССР по велосипедному и лыжному спорту. Мария Минина родилась 1 марта 1910 года в Карелии. Свою спортивную карьеру она начала в 1925 году, причем занималась многими видами спорта – легкой атлетикой, коньками, лыжами, военно-прикладными видами. В 1933 году поступила на работу начальником физической подготовки в пограничный отряд и стала выступать за Добровольное Спортивное Общество «Динамо», в рядах которого была до последнего дня жизни – сначала, как спортсменка, потом – как тренер, судья и спортивный организатор. Заслуженный Мастер Спорта СССР; Мастер Спорта по легкой атлетике, лыжам, велосипеду и конькам. Во время Отечественной Войны в блокированном Ленинграде Мария Ефимовна занималась военной и физической подготовкой бойцов Ленфронта - учила их штыковому бою, метанию гранаты, ходьбе на лыжах. Несмотря на предельное истощение, она принимала участие в соревнованиях на Первенство СССР по велоспорту 1943 и 1944 годов, проводившиеся в Туле - и возвращалась сначала в окруженный, а потом в прифронтовой город! Велоспортом Мария Минина увлеклась достаточно поздно – в начале 1940-х годов, но быстро выдвинулась в число сильнейших гонщиц Ленинграда, а потом и СССР. 10-кратный Чемпион СССР по велоспорту и 4-кратный – по лыжам. Установила 9 Всесоюзных Рекордов СССР по велоспорту.

Мария Минина - Чемпион СССР 1948 года. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мария Минина - Чемпион СССР 1948 года. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Удостоверение участника Первенства СССР по велоспорту 1944 года, выданное Марии Мининой. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Удостоверение участника Первенства СССР по велоспорту 1944 года, выданное Марии Мининой. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Описываемый велосипед Diamant 67 был вручен ей в 1946 году за победы в четырех видах шоссейной и трековой программ Первенства СССР по велоспорту. В коллекцию Веломузея этот велосипед вкупе со вторым, трековым ХВЗ В-62 и личным архивом Марии Ефимовны Мининой поступил в 2011 году от ее наследников. Велосипедам потребовалась некоторая доукомплектация и реставрационные работы, которые и были с успехом проведены.

Прочитать рассказ о трековом велосипеде ХВЗ В-62 Марии Мининой и увидеть материалы из ее архива можно здесь:

Немецкий шоссейно-гоночный велосипед Diamant модели 67, 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий шоссейно-гоночный велосипед Diamant модели 67, 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий шоссейно-гоночный велосипед Diamant модели 67, 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий шоссейно-гоночный велосипед Diamant модели 67, 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий шоссейно-гоночный велосипед Diamant модели 67, 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий шоссейно-гоночный велосипед Diamant модели 67, 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий шоссейно-гоночный велосипед Diamant модели 67, 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий шоссейно-гоночный велосипед Diamant модели 67, 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий шоссейно-гоночный велосипед Diamant модели 67, 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий шоссейно-гоночный велосипед Diamant модели 67, 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий шоссейно-гоночный велосипед Diamant модели 67, 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий шоссейно-гоночный велосипед Diamant модели 67, 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий шоссейно-гоночный велосипед Diamant модели 67, 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий шоссейно-гоночный велосипед Diamant модели 67, 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий шоссейно-гоночный велосипед Diamant модели 67, 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий шоссейно-гоночный велосипед Diamant модели 67, 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий шоссейно-гоночный велосипед Diamant модели 67, 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий шоссейно-гоночный велосипед Diamant модели 67, 1940 года выпуска - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Расскажу об истории компании Diamant, кстати, в настоящее время считающейся самой старой из существующих велосипедных марок Германии.

В 1884 году слесарь Фридрих Нефогт, родом из Кракова в Мекленбурге, приехал в Хемниц и открыл магазин, торговавший аксессуарами для вязальных машин. В 1885 году Фридрих совместно с братом Вильгельмом основал компанию «Gebrüder Nevoigt Reichenbrand/Chemnitz». Именно 1885-й считается годом основания компании Diamant. Тогда же было организовано производство высококачественных игл и аксессуаров для швейных машин. В конце того же года было изготовлено несколько велосипедов. Постепенно, по мере роста спроса на веломашины, братья уделяли все большее внимание этому продукту и в 1895 году начали их серийное производство под маркой Diamant. В 1906 году компания преобразована в акционерное общество, и стала называться Gebrüder Nevoigt AG, Reichenbrand-Chemnitz. К этому времени компания стала одним из крупнейших машиностроительных предприятий, производивших большой ассортимент различной продукции. В связи с ростом производства велосипедов советом акционеров в 1912 году было принято решение о повторной реорганизации компании, отныне называвшейся "Diamant Werke Gebrüder Nevoigt AG". В годы Мировой войны велопроизводство оставалось стабильным, а другие виды продукции ограничили в пользу военных заказов. В 1916 году на заводе работало около 1000 сотрудников. В 1920 году произошло слияние с автомобильным заводом "Elite AG" из Бранд-Эрбисдорфа и объединенная компания стала называться "Elite Diamant AG". В том же году фирма начала спонсировать велогонки и достигла успеха – гонщики на велосипедах Diamant стали одними из наиболее успешных в Германии. Во время мирового финансового кризиса положение компании серьезно пошатнулось и в 1928 году контрольный пакет акций купил Adam Opel AG (который, в свою очередь, уже принадлежал американской General Motors). В 1930-м компания восстановила независимость и стала называться "Elite Diamant AG Siegmar/Sachsen". В 1931 году Diamant запатентовала двухроликовую цепь, которая по сей день используется на большинстве велосипедов в мире.

Страница из рекламного каталога фирмы Diamant за 1936 год из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Страница из рекламного каталога фирмы Diamant за 1936 год из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Страница из рекламного каталога фирмы Diamant за 1937 год из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Страница из рекламного каталога фирмы Diamant за 1937 год из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Внедрение тонкостенных труб из легированной стали и передовых технологий позволило компании представить на рынок «Модель 67», ставшую самым успешным гоночным велосипедом Германии. Эрнст Ихбе (Лейпциг) и Карли Лоренц (Хемниц) выиграли золото на Олимпийских играх 1936 года; также на этих велосипедах были выиграны национальный чемпионат Германии и чемпионат мира в Цюрихе. В 1937 году компания выпустила миллионный велосипед с маркой Diamant. Во время Второй Мировой войны производство было полностью занято военными заказами, в том числе выпускались и армейские велосипеды. В ходе боевых действий завод сильно пострадал от бомбардировок. После окончания войны заводы, оказавшиеся в Советской оккупационной зоне, контролировались Советской Военной Администрацией. Завод был восстановлен и, несмотря на то, что часть оборудования была вывезена в СССР, продолжил производство. В 1948 году, наряду с другими машиностроительными предприятиями Советской оккупационной зоны, завод вошел в Советское Акционерное Общество "Авто-Вело", созданное на территории Германии и управляемое Советом Министров СССР. Большая часть продукции заводов Авто-Вело поступала в СССР в счет репараций. 2 мая 1952 предприятие перешло под контроль правительства Германской Демократической Республики и получило название «VEB Fahrradwerke Elite Diamant». Во времена ГДР все сильнейшие гонщики Восточной Германии ездили на велосипедах Diamant. Знаменитый Густав Адольф Шур на Diamant 167 стал чемпионом мира среди любителей по шоссейным гонкам в 1958 и 1959 годах. В 1960 году этот титул перешел к Бернхарду Экштайну, также ездившему на 167-й модели. В 1950-х годах выпускалось до 300 000 велосипедов в год. Успешно внедрялись новые технологии и детали из легких сплавов. После упразднения ГДР, предприятие было приватизировано и довольно успешно продолжило работу, однако не удалось избежать потери независимости - в 1992 году, контрольный пакет акций приобрела швейцарская группа Villiger-Gruppe, а в 2003-м обе фирмы были выкуплены американской фирмой из Винсконсина Trek Bicycle Corporation.

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Страница из рекламного каталога фирмы Diamant за 1937 год из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Страница из рекламного каталога фирмы Diamant за 1937 год из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Страница из рекламного каталога фирмы Diamant за 1937 год из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Страница из рекламного каталога фирмы Diamant за 1937 год из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.