Этот фильм посмотрели десятки миллионов советских зрителей, да и сегодня его смотрят с большим удовольствием. Но история создания, как это часто бывает с хорошими фильмами, у "Кавказской пленницы" не самая простая.
Начнём с того, что по первоначальной задумке фильм должен был иметь куда больший хронометраж. Для фильма планировалось продолжение, в котором Нина и Шурик должны были отправиться в экспедицию на поиски снежного человека. Ну а знаменитое трио этого самого снежного человека должна была изображать.
Привлечь уже хорошо себя зарекомендовавшее трио к съёмкам оказалось не просто. В фильме не хотел участвовать Юрий Никулин. Актёр считал, что участие в этом фильме будет эксплуатацией их "тройки".
Гайлаю удалось убедить Никулина сняться в "Кавказской пленнице", но пришлось пообещать, что это будет последний фильм с участием их трио.
С главной мужской ролью всё было ясно изначально. Но возникли трудности и с поиском актрисы на главную роль. Были отсмотрены резюме сотен претенденток, но всё было не то.
Пробы продолжались до тех пор, пока на них не появилась Наталья Варлей. Девушка была артисткой цирка и кино было для неё чем-то новым. Но решение было принято в пользу Варлей.
Разумеется, Наталье не хватало артистических способностей и опыта, но за то с её помощью можно было сэкономить на дублёрах, ведь благодаря цирковой подготовке, многие трюки она могла выполнить самостоятельно.
Сценарий "Кавказской пленницы" дорабатывался прямо по ходу съёмок, что было заслугой творческого подхода Леонида Гайдая. Режиссёр основал "Фонд шампанского" и из этого фонда, актёрам, придумавшим хорошую шутку для фильма, выдавались две бутылки игристого.
Например, сцена с держащимся за руки трио на дороге - идея Георгия Вицина. Актёр придумал эту шутку не смотря на то, что был человеком не пьющим.
Но придумать шутку - это ещё половина дела. Нужно было ещё и придумать, как эту шутку преподнести для цензуры.
Например, шутка про то, что недавно украли члена партии в соседнем районе, звучала чрезмерно остро. Углу решили сгладить, вложив эту шутку в уста Юрия Никулина. Эта фраза, произнесённая Балбесом, вопросов у комиссии не вызвала.
Но, цензура порой бывает непредсказуемой и от неё досталось песне "Про медведей". Изначально, медведи должны были не просто тереться, а целенаправленно чесаться.
К слову "чесаться" и придрались цензоры, увидев в нём нелицеприятный намёк на блох. Песню пришлось немного изменить, впрочем, как по мне, хуже она от этого не стала.
Куда большие изменения претерпела заставка фильма. Первоначально задумывалась мультипликационная заставка, в которой Бывалый подходит к забору и пишет на нём букву "Х". Далее, появляется Балбес и пишет "У". После этого появляется Трус, который увидев милицию, дописывает "Художественный фильм".
Но все эти потери кажутся совсем незначительными по сравнению с тем, что Гайдаю всё же пришлось сдержать обещание, данное Никулину и "Кавказская пленница" действительно стал последним фильмом с легендарным трио.
Часто, причиной этому называют конфликт, который случился между Гайдаем и Моргуновым. А может и действительно, эксплуатировать "тройку" уже не хотелось.