Для каждого региона мира в Йельском университете разрабатываются свои образы истории, которые должны внедрять в сознание масс иностранные студенты, возвращающиеся домой после обучения в университете. Вашим историческим сознанием занимается профессор Тимоти Снайдер
Введение, Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9
Спасибо всем читателям, откликнувшимся на первые части цикла статей «30 лет без СССР». Обсуждение опубликованного показывает, что многие читатели столкнулись с проблемой: психика современного обывателя отторгает любой сложный текст, требует потакания не его рациональным запросам, а его эмоциональным ожиданиям. Предъявленный обывателю факт, противоречащий его мирочувствованию, уже через 10 минут вытесняется на задворки сознания. Предвидя это, в первой же части мы оговорили и сейчас повторим иными словами: настоящая статья есть движение от факта к факту, направленное на помощь читателю «протрезветь» и понять картину сегодняшнего дня и ее героев рационально. Осмысление ошибок прошлого и исторической новизны, о чем, как о задаче, говорилось во введении в цикл статей «30 лет без СССР», требует целостно соединить мозаику фактов. Продолжим.
Вот факт: Наталия Геворкян, чьи пространные цитаты, адресованные томскому ТВ2, приведены в предшествующей части статьи, не только биограф Путина, но и журналист целого букета оппозиционных газет и журналов. При этом она является дочерью Павла Аветовича Геворкяна — генералмайора 5-го (идеологического) управления КГБ СССР, который, по свидетельствам легендарного советского разведчика генераллейтенанта Павла Судоплатова, лично участвовал в диверсиях по ликвидации врагов СССР за границей.
Погруженность в спецслужбистскую среду, прежде всего в упомянутое 5-е управление КГБ СССР, свойственна многим российским оппозиционерам. Вот факт — отдельную благодарность за организацию поездки в Йельский университет в 2010 г. Навальный высказал Евгении Альбац — главному редактору оппозиционного российского журнала «The New Times» (бывшее советское «Новое время», издававшееся со времен хрущевской «оттепели»). Евгения Альбац — автор изданной в 1992 г. книги «Мина замедленного действия. Политический портрет КГБ». Мое личное знакомство с этой книгой привело к убежденности, что в ней использованы не только общедоступная информация, но и сведения, доступные лишь тем, кто погружен в спецслужбистскую среду. И при этом Альбац одновременно и дочь бывшего сотрудника главного разведывательного управления РККА Марка Ефремовича Альбаца, и бывший преподаватель Йельского университета и ряда других американских университетов. На настоящий день она преподает в Гарварде, откуда и ведет свои регулярные передачи «Полный Альбац» на российском радио «Эхо Москвы». Вслушайтесь в написанное Альбац введение в указанную книгу, изданную, повторюсь, еще в первый год после демонтажа СССР и за год до расстрела здания Верховного Совета РСФСР. Альбац поясняет: «Я начинала эту книгу весной 1991 года, хотя некоторые ее главы были написаны и раньше — в 1988— 89 годах. Но именно весной 1991 года, после того как «Московские новости» опубликовали мою статью «Мина замедленного действия. Политический портрет КГБ», ко мне обратилось одно немецкое издательство с предложением издать такую книгу. В статье была изложена главная ее идея, казавшаяся тогда многим парадоксальной: по мере либерализации, помягчения режима, КГБ из инструмента власти неизбежно превращается в самою власть. Что и произошло в годы перестройки и гласности». По своему содержанию культовая для современных российских оппозиционеров книга Альбац является методичкой по демонизации «кровавой гебни». Технология этой демонизации включает уравнивание сотрудников советских и российских спецслужб с фашистами и нацистами. Посмотрим, как это сочетается с образом русских и России, которую нам рисует Йельский университет.
«Кровь и почва» по-йельски
Финансовые активы Йельского университета в 2019 г. превысили 30 млрд долларов. На эти деньги Томский государственный университет мог бы функционировать ровно 666 лет. Йельский, Гарвардский и Принстонский университеты составляют так называемую «большую тройку» «Лиги плюща» — сообщества восьми наиболее престижных частных американских университетов.
Йельский университет — один из оплотов Демократической партии США, занимает особое место в судьбе многих ее лидеров. Например, Билл и Хиллари Клинтоны познакомились и поженились в период обучения в Школе права Йельского университета. В период, когда президентом США является какой-нибудь республиканец, Йельский университет дает приют и кафедры высшим руководителям демократов. Так, в завершившийся трамповский период в нем преподавали Джон Керри, бывший при Обаме госсекретарем США, и Джанет Йеллен, глава Федеральной резервной системы США с 2014 г. по 2018 г. При Байдене они вернулись на политический Олимп: Керри стал спецпредставителем президента по вопросам климата, а Йеллен заняла пост министра финансов США.
Среди других западных университетов Йельский выделяется тем, что еще с первой половины XIX в. в нем последовательно развиваются международные программы, в рамках которых устанавливаются связи с перспективными политиками, экономистами, военными и журналистами иных стран. С 2002 г. эта деятельность консолидирована в рамках программы Yale World Fellows. Она направлена на построение сети «новых мировых лидеров и расширение международного взаимопонимания». Каждый год по этой программе примерно пятнадцать иностранных граждан получают специальное обучение в Йельском университете.
Скрещивание молодежной и спецслужбистской активности можно проиллюстрировать конкретным примером. Именно в Йельском университете прошел обучение Анатолий Александрович Ермолин, бывший депутат Государственной думы от «Единой России», а ныне редактор отдела расследований журнала The New Times, возглавляемого Е. Альбац. Ермолин — потомственный военный, в 1985 г. окончил Московское высшее пограничное командное ордена Октябрьской Революции Краснознаменное училище КГБ СССР им. Моссовета и Краснознаменный институт КГБ СССР им. Ю. В. Андропова в 1989 г. Стал военным переводчиком с английского и испанского языков. Является кандидатом педагогических наук. В 1985-1994 гг. Ермолин был офицером спецподразделения «Вымпел», является подполковником запаса, награжден пятью медалями за воинскую службу.
В современной России Ермолин оказался одним из ключевых инициаторов «возрождения» детского скаутского движения, при этом действовал по проектам, финансируемым компанией «ЮКОС»: Лицей «Подмосковный», «Новая цивилизация», «Федерация Интернет-образования». По словам Ермолина, задачи ему ставил лично Михаил Ходорковский, ориентировав на воспитание преданных компании сотрудников.
Недавно Ермолин предложил проект «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Педагоги усмотрели в ней попытку внедрить сортировку детей.
Вот что пишет сам Ермолин: «На втором этапе (до завершения 9-ти классов обучения) система по производству человеческого капитала должна провести глубокую оценку профессиональных способностей и предпочтений школьников, после чего предложить им на основе личного выбора разделиться на «производственные линии»: на тех, кто будет связан с интеллектуальным трудом и попадет в ряды «креативного класса», на тех, кто составит современный класс промышленного пролетариата, на работников села, а также на тех, кто вольется в самый многочисленный на сегодня обслуживающий класс».
Надеюсь, что читатель увидел глубокую перекличку деятельности Ходорковского и Ермолина с идеями будущего корпоративного мира Клауса Шваба, о которых говорилось во введении к циклу статей «30 лет без СССР» в «Томской НЕДЕЛЕ» от 05.02.2021 г. № 6. Швабы, Ходорковские и Ермолины собираются предопределять судьбу ваших детей, в том числе по критериям преданности их корпорациям. Вот как оценивает предлагаемый Ермолиным подход российский специалист по организации образования Павел Расинский: «Это есть не что иное, как ранняя специализация, которую активно проталкивают сторонники западной модели образования. Такая специализация является миной, заложенной под будущее как самого специалиста, так и страны, зависящей от того, насколько образованными будут ее, то есть этой страны, специалисты».
Закончим с иллюстрацией типичного йельского воспитанника, вернемся к международным аспектам деятельности интересующего нас университета. Применительно для каждого региона мира в Йельском университете разрабатываются образы истории этого региона, которые должны внедрять в сознание масс иностранные студенты этого университета, возвращающиеся в свой регион. Для региона западной России, Белоруссии, Украины, Польши и Литвы такие концепции разрабатывает профессор Йельского университета Тимоти Снайдер. Его книги подлежат обязательной публикации в Польше, Украине и Литве. Двери в архивы всех стран должны быть для него открыты, дабы он был самым информированным специалистом по истории Восточной Европы. Снайдер неплохо владеет польским, чешским, словацким, украинским, русским, белорусским, немецким и французским языками. Регулярные лекции Снайдера в этих странах обязаны посещать все, кто претендует быть частью «креативного класса». Снайдер работоспособен: для того, чтобы прослушать и изучить все его доклады, интервью и лекции, доступные в Интернет, требуются недели. Еще больше требуется времени, чтобы перечитать его книги. Увы, приходится констатировать, что масштаб работы одного Снайдера кратно превосходит масштаб работы всех российских ведомств и их сотрудников, в задачу которых входит отстаивание нашего исторического достоинства. Это надо осознать, когда сталкиваешься с очевидным фактом: сознание населения Польши, Литвы, части Украины, части Белоруссии и части самой России наполнено антирусскими идеями Снайдера.
Вот набор части тезисов, которые сформулировал Снайдер, и которые воспроизводят в своей журналистской деятельности различные Альбацы:
— режимы Сталина и Гитлера между 1933 и 1945 годами, действуя сходными методами, совершили массовое убийство приблизительно 14 млн жителей Восточной Европы;
— доминирующие в НКВД и в иных советских репрессивных органах левые евреи играли ведущую роль в репрессиях против населения западных Украины и Белоруссии, а также в Прибалтике, незаконно аннексированных Советской Россией в начале Второй мировой Войны, они (евреи) тем самым сами создали ответную реакцию со стороны Третьего рейха, а также со стороны польских и украинских националистов для расправы над еврейским населением;
— до войны Польша была многонациональным государством, мононациональным государством ее при содействии Сталина сделали в послевоенное время польские коммунисты, которые заимствовали идеи польских националистов и осуществили план депортации с польской территории сотен тысяч немцев, украинцев и белорусов;
— национальные государства в Литве и Белоруссии создали именно местные коммунисты, в том числе очисткой в послевоенные годы территории от поляков; — путь национального строительства Литвы, Украины и Белоруссии в период от Первой мировой войны до конца XX в. — это путь «модерного национализма»
— национальной идентификации и самоидентификации по лингвистическому принципу, по языку, которым мыслит человек и народная масса соответствующей страны;
— в противостоянии «русскому миру» Украина должна выдвинуть свой стандарт русского языка, отодвинув на задворки роль москальского говора;
— польская политика в 19901991 гг. выстраивать прямые мирные отношения с Литвой, Белоруссией и Украиной как с независимыми от СССР национальными государствами стала одним из ключевых факторов демонтажа СССР, так как сняла вековые опасения этих советских республик по поводу «польского империализма»;
— путинизм, как современный политический режим России, является по своим методам воспроизведением сталинизма и немецкого фашизма, то есть основан на репрессивном аппарате спецслужб и пропаганде тоталитаризма;
— убийства политических оппонентов — неотъемлемая часть и сталинизма, и путинизма.
Указанные тезисы Снайдер изложил в двух ключевых книгах. В 2003 г. непосредственно в Йельском университете издана его работа «The Reconstruction of Nations: Poland, Ukraine, Lithuania, Belarus, 1569-1999», которая в русском переводе получила название «Реконструкция наций». Русскоязычное издание в 2013 г. осуществило московское издательство «Летний сад» при финансовой поддержке МИД Польши в рамках программы «Распространение знаний о Польше».
«Реконструкция наций» не адресована массовому читателю, она — методичка для работников информационной войны. А вот вторая книга Снайдера «Кровавые земли: Европа между Гитлером и Сталиным» (английское название — «Bloodlands: Europe Between Hitler and Stalin»), изданная в 2010 г., в аккурат к попытке оранжевого переворота в России, предназначена именно для массового распространения. Ее незамедлительно перевели на 12 языков, в том числе издали на русском языке в 2015 г. в Киеве. Деньги на перевод книги на русский язык выделило посольство США в Украине. Более того, понимая, что современный обыватель мало читает, для него создали и распространяют через Интернет русскоязычную версию аудиокниги «Кровавые земли». По Снайдеру, народ России, как соучастник сталинизма и путинизма, подлежит полной демонизации, ему должно быть отказано в человечности. Такая демонизация прежде всего должна реализовываться в отношении российских спецслужб. Налицо результаты такой демонизации: массовый европеец, в том числе житель Восточной Европы, не в состоянии критически оценивать сообщения западных средств массовой информации и политиков, о том, что российские спецслужбы отравили или пристрелили очередного российского оппозиционера — Литвиненко, Скрипаля, Яндарбиева, Вороненкова, Навального и так далее.
Добросовестность подразумевает, что надо сообщить и о тех, у кого «Кровавые земли» вызвали отторжение. Отметим, что в современной России никто не выступил с детальным аргументированным оппонированием Снайдеру! Постараемся привести позицию не российских оппонентов Снайдера так, чтобы одновременно у читателя расширялось представление о содержании работы самого Снайдера. Прежде всего, читателю надо знать, что проблема утраты массами обывателей адекватности давно заинтересовала американского философа Гровера Ферра. Хотя он специалист по средневековой английской литературе, его внимание давно привлек масштаб и ход демонизации русских и коммунизма на Западе, он стал последовательно их изучать. Одновременно это привело его к увлечению проблемами советской истории, а также к включению в список «100 самых опасных ученых». Отечественному читателю Ферр может быть известен по изданной в 2010 г. в России книге «Оболганный Сталин», которую он написал в соавторстве с российскими историками Ю. Мухиным и А. Голенковым, а также по изданному в 2007 г. переводу его книги «Антисталинская подлость», переизданной в 2010 г. как «Тени XX съезда, или Антисталинская подлость». Апеллируя Снайдеру, Ферр написал и издал за свой счет книгу «Кровь врет», в которой тезис за тезисом проанализировал и раскрыл снайдеровскую технологию демонизации, показав при этом, что вся работа Снайдера — манипуляция с фактами. Ферр методично проверил все указанные Снайдером источники его утверждений и подверг их анализу одну за другой. По самооценке Ферра, его книга «доказательство того, что ни одно из обвинений Сталина в преступлениях не состоятельно».
Не побоявшись того, что уже в 2010 г. официальный Запад и его ведущие средства массовой информации провозгласили книгу Снайдера «Кровавые земли» книгой года, кроме Ферра, у книги нашлись и иные критики, чья позиция спасла честь западных интеллектуалов. Обобщенно их претензии к Снайдеру сводятся к тому, что в его книге нет анализа, а есть горячечная беллетристика: Снайдер бомбардирует читателя чрезвычайно провокационными высказываниями и идеями, не выдерживающими критики при внимательном рассмотрении, а снайдеровская позиция, что миллионы погибших были «жертвами, так или иначе, обеих систем», не подтверждена раскрытием того, как именно нацистский и советский режимы якобы составили единую огромную машину убийства.
Усвоив, что на каждом шагу нам придется сталкиваться с результатами технологии демонизации, о которой говорилось в 1-й части цикла статей «30 лет без СССР» в «Томской НЕДЕЛЕ» от 12.02.2021 г. № 7, надо переходить к анализу событий 1991 г. и их урокам для 2021 г. Начнем с событий в Литовской ССР, и в контексте этой темы приведем пример того, как российские оппозиционные идеологи пытаются доказать синтез советских спецслужб и нацизма, чем отчасти восполнить недоработки Снайдера. Находкой для них в этом плане явилось то, что в постсоветской «демократической» Литве произошел небольшой скандал с опубликованием материалов личного дела агента КГБ под именем «Юозаса». Это привело к тому, что один из идеологов литовского неонацизма, один из основателей и лидеров «Саюдиса» и лидер «Партии независимости» Виргилиюс Чепайтис покинул политику. Радость-то какая, — литовский неонацист оказался банальным агентом КГБ. Формируя «политический портрет» КГБ, это обстоятельство смаковала в указанной выше книге Е. Альбац. Владимир Путин некогда открестился от уравнивания сталинизма и фашизма. Но помимо одиозных личностей типа Альбац, таким уравниванием с перенесением ассоциаций на современную Россию занимались вполне респектабельные люди, пользовавшиеся почтением президента. При реконструкции в 2009 г. интерьера станции «Курская» московского метро была восстановлена круглая внутренняя беседка с цитатой из второго куплета гимна СССР редакции 1944 г.:
Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил.
Нас вырастил Сталин — на верность народу,
На труд и на подвиги нас вдохновил.
В связи с этим известно высказывание Людмилы Михайловны Алексеевой, она заявила: «Это насилие над всеми, кто заслуженно ненавидит Сталина и сталинизм. Почему в Германии памятников Гитлеру не восстанавливают, борясь за историческую справедливость? Этот людоед убил миллионы наших сограждан. И Ленин в этом смысле тоже не ангел».
Алексеева известна почти всем, как респектабельный правозащитник, член различных государственных и общественных правозащитных структур, как советский диссидент. В 2017 г. она удостоена государственной премии России за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности. Более того, 20 июля 2017 г., в день ее 90-летия президент Путин лично приехал к ней домой с поздравлениями. Трудно припомнить такие визиты Путина к другим лицам, даже самым респектабельным. А вот отчет о посещении Алексеевой опубликован на сайте президента. Вот такая она, реальная Россия, в ней президент ездит на дом к кавалерам ордена Великого князя Литовского Гядиминаса, завоевателя древнерусских земель и городов Полоцк, Гродно, Берестье, Витебск, Минск, Туров и Пинск, положившего своими завоеваниями раскол древнерусского народа на великороссов и белорусов. О кровавых делах иных кавалеров этого ордена в литовских событиях 1991 г. мы поговорим в следующей части.
Продолжение в следующем номере
Азамат Уалиев