Полинезийцы, возможно, открыли Антарктиду в начале 600-х годов.
Первыми людьми, открывшими Антарктиду, были не мореплаватели Запада, а полинезийцы, которые обнаружили самый холодный континент 1300 лет назад, предполагает новое исследование.
Исследователи из Новой Зеландии проанализировали устные рассказы о полинезийском исследователе, наблюдавшем за ледяным гористым континентом, не тронутым солнцем. Чтобы найти доказательства, они просеивали "серую литературу" или исторические отчеты, которые не были опубликованы в рецензируемых журналах, и интегрировали их с устными историями и произведениями искусства коренных народов. Это глубокое погружение в историю коренных народов показало, что полинезийцы, вероятно, открыли самый южный континент более чем за тысячелетие до того, как жители Запада впервые заметили его в 1820 году, согласно большинству исторических отчетов.
"Связь маори (и полинезийцев) с Антарктидой и ее водами была частью истории Антарктики примерно с седьмого века", - писали исследователи в своем исследовании. После того как западные люди впервые достигли Антарктиды в 19 веке, горстка маори присоединилась к их путешествиям в качестве членов экипажа и даже медицинских работников, хотя предубеждения против коренных народов в то время были преобладающими, говорят исследователи.
Антарктида ускользала от людей с древних времен. Древние греки теоретизировали, что Антарктида существует, так как нижний континент, вероятно, будет необходим, чтобы уравновесить Арктику в Северном полушарии, рассуждали они, согласно Американскому музею естественной истории (AMNH) в Нью-Йорке. Греки назвали этот гипотетический континент "Антарктикос", или земля "противоположная Арктосу", медвежьим созвездиям (Большая и Малая Медведицы) на севере.
Исследователи океана, особенно в Эпоху исследований в период с 1400-х по 1600-е годы, пытались найти Антарктиду, включая капитана Джеймса Кука в 1700-х годах. Но никто не преуспел. Согласно большинству исторических книг, Антарктида была впервые замечена в 1820 году, хотя неясно, кто увидел ее первым; это мог быть офицер Императорского Российского флота, офицер Королевского флота Великобритании или американский капитан-тюлень, согласно Британской энциклопедии.
Однако, согласно новому исследованию, опубликованному в Интернете 6 июня в Журнале Королевского общества Новой Зеландии, эти западники были опоздавшими.
Согласно ранее датированным 1300-летним устным историям различных групп маори, полинезийский исследователь Хуэй Те Рангиора (также известный как Уи Те Рангиора) и его команда отправились в антарктические воды на борту судна Te Ivi o Atea, пишет первый автор исследования Присцилла Вехи, биолог-консерватор из Университета Отаго в Новой Зеландии, и его коллеги.
"В некоторых рассказах Хуэй Дэ Рангиора и его команда продолжали двигаться на юг. Далеко на юг", - писали исследователи. - При этом они, вероятно, были первыми людьми, увидевшими Антарктические воды и, возможно, континент."
Если эта дата начала 600-х годов верна, то коренные исследователи обнаружили Антарктиду еще до того, как маори прибыли в Новую Зеландию между 1200 и 1300 годами. В то время предки маори жили в Полинезии.
Резной деревянный столб с символикой маори, стоящий на базе Скотта в Антарктиде и возвышающийся над шельфовым ледником Росса. (Фото предоставлено: Wehi, P. M. et al. Журнал Королевского общества Новой Зеландии (2021))
Навигационные достижения коренных народов Тихого океана "широко признаны", пишут исследователи. Например, новозеландский этнограф Элсдон Лучше всего задокументировал маори с конца 1800-х до начала 1900-х годов и обнаружил, что маори пересекли Тихий океан так же легко, как западные исследователи могли бы пересечь озеро.
Команда нашли доказательства, посмотрев маори имя "Дэ тай-Ука-а-Пиа", в которой "тай" означает "море", "Ука" означает "лед" и "-Пиа" означает "как маранта", которая похожа на снег, когда он с трудом, по 1899 отчет по этнолог С. Перси Смит.
В своем отчете Смит написал, как маори хотели увидеть замечательные достопримечательности, о которых сообщали путешественники на борту "Те Иви о Атеа". Эти "удивительные вещи" включали "скалы, которые растут из моря ... ; чудовищные моря; женщину, которая живет в этих горных волнах, чьи локоны развеваются в воде и на поверхности моря; и замерзшее море пиа с обманчивым морским животным, которое ныряет на большие глубины — туманное, туманное и темное место, не видимое солнцем", - писал Смит. "Другие вещи подобны скалам, вершины которых пронзают небо, они совершенно голые и на них нет растительности."
Это таинственное место, вероятно, Антарктида, писал Смит. "Косы, плавающие на чудовищных волнах", скорее всего, были южно океаническими бурыми водорослями, в то время как другие описания могли изображать морских млекопитающих и айсберги, которые полинезийские исследователи никогда не видели.
Хотя ученые исторически не полагались на местные источники, используемые в этом исследовании, такие как устные традиции и резьба по дереву, эта практика становится все более распространенной, сообщает Smithsonian magazine. Например, Стивен Огастин, наследственный глава Большого совета микмаков и заместитель вице-президента по делам коренных народов и колледжа Унама'ки в Кейп-Бретонском университете в Новой Шотландии, Канада, объяснил, как устная история сохранилась среди микмаков.
"Когда каждый старейшина говорил, они сознавали, что другие старейшины будут служить" рецензентом " [и поэтому] они не углублялись в предмет, который был бы сомнительным,-писал он. - ... Они должны были вернуться к учениям своих родителей, бабушек и дедушек и даже прадедушек. Эти учения были разделены в кругу, и они представляли собой разведку коллективной памяти и знаний."
Вехи и его коллеги также задокументировали участие маори в западных исследованиях Антарктиды. В течение 18-го и 19 - го веков существовал "растущий европейский импульс открывать, исследовать и называть неизведанные части мира", писали исследователи в исследовании. "Эти экспедиции подпитывались национализмом, экономическим оппортунизмом, политическими и научными интересами." Однако, за исключением нескольких примечательных случаев, например, когда несколько членов экипажа и даже врач с наследием маори присоединились к различным европейским путешествиям в Антарктиду, маори часто были исключены.
В настоящее время ученые-маори проводят исследования в Антарктиде, и вблизи исследовательских станций можно найти произведения искусства, изображающие культурные символы маори. Но предстоит еще проделать большую работу, чтобы понять, как "Антарктида влияет на жизнь и будущее коренных и других недопредставленных общин", пишут исследователи в своем исследовании.