Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Любимая игра греческих пьянок

"Эй, Ксантипп, смотри че могу", — с этими словами кто-то из гостей, оперевшись одной рукой на подушки, замахнулся киликом в другой и выплеснул остаток вина. Вино полетело по крутой траектории над нашими головами, через весь триклиний, и со звонким всплеском попало в узкое горлышко металлической гидрии. Глаза наши округлились от увиденного. Какая точность броска, какой расчет! Тут уже все остальные подтянулись и начали наперебой махать своими чашами, словно камнеметными орудиями, стараясь с разных углов и расстояний попасть вином в мишень, соревнуясь в ловкости и удаче.

Что это за игра, в которую так втянулись греки, пирующие на симпосиях-пьянках? А это *поправляет очки* — коттаб!

Игра зародилась на Сицилии, где было множество крупных греческих колоний, и уже к VI веку захватила умы греков и почти соседних этрусков. Особенно она популярна оставалась на своей родине, на Сицилии были даже построены специальные круглые здания, чтобы игроки могли, расположившись вокруг цели, быстро делать броски друг за другом. В коттаб играли все, кто вообще посещал хоть какие-то пиры. Об этой игре писали такие выдающиеся авторы, как Пиндар и Вакхилид, Еврипид и Софокл, Аристофан и Антифан. Большим мастером коттаба считался Критий, один из афинских Тридцати тиранов. Процесс игры любили изображать на вазах и фресках, и таким вот макаром она стала неотъемлемым элементом древнегреческой попойки.

Правила базовой игры просты до безобразия, в отличие от самой игры. Игрок должен был взять чашу особым образом, просовывая указательный палец правой руки через ручку килика (чаши) ладонью вверх; а остальные пальцы растопырив, как при игре на флейте. Затем он откидывался на ложе, опираясь на левый локоть, и, двигая только правым предплечьем, бросал остаток вина. Обычно это был винный осадок, который оставался в чаше, никто же не фильтровал тогда ви́на. Мишенью же могло выступать что угодно, это уже зависело от вида коттаба, в который играют.

Один из самых распространенных — коттаб катактос. Для него ставится небольшой диск, балансирующий горизонтально на бронзовой подставке. Под ним размещается или еще один диск, но уже побольше, или же маленькая бронзовая статуэтка, называемая Манес, с распростертыми руками и пластиной над ними. Вижу цель, не вижу проблем. Игрок должен был швырнуть винным остатком из килика в меньшую пластину да так, чтобы та свалилась на статуэтку и издала звон, чем громче, тем лучше. Кроме того, вино в полете не должно было разбрызгаться, но "одним комком" попасть в цель.

Другой вариант — коттаб с оксибафами. Для него уже другая цель, хоть и принцип тот же. В качестве мишени ставилась кадка наполненная водой, а в ней плавали маленькие легкие блюдца (это и есть оксибафы). Цель следующая: попасть вином по блюдцу, чтобы она, наполнившись этими "снарядами", пошла ко дну. Почувствуй себя артиллеристом, топящим корабли!

Но важны не только правила и цель игры, но и сам процесс. Каждый ход/бросок игрок посвящал своему любовнику, который тоже присутствовал на пиру, и сопровождалось это все дружным "давайте жахнем за любовь!". К тому же, от успеха броска, как считалось, зависел и успех в любви, поэтому ради крепкой мужской дружбы надо было постараться. Ну и какая игра может называться игрой, если победитель в ней ничего не получает? Сектор "Приз", разумеется, был и здесь. Победителю, достаточно меткому для этого, могло достаться какое-нибудь угощение, пироженка, например, ну или, обычно самое желанное, поцелуй от эроменоса (любимого). Ведь ради кого все это было?

Автор - Мгер Саруханян