Найти в Дзене
Velena

Олимпия де Суассон: знойная итальянка и первая фаворитка Людовика

Олимпия де Суассон... Первая фаворитка короля, дворцовая интриганка, главная отравительница и просто знойная красавица....

Олимпия Манчини родилась 11 июля 1637 года в Риме и была дочерью Микеле Лоренцо, барона ди Манчини и Джеронимы Мазарини, родной сестры кардинала Мазарини. Джулио Мазарини стал первым министром Франции в 1643 году (именно благодаря его энергии и политической изворотливости регентство и власть достались вдовствующей королеве Анне Австрийской). Через несколько лет, а именно в сентябре 1647 года, он привез из Италии и представил двору своих племянниц. Олимпия была ровесницей Людовика XIV, они подружились и выросли вместе. Скорее всего, именно она стала его первой любовью, а затем и фавориткой.
Привязанность эта была страстной, Людовик был полностью ослеплён Олимпией. Он всё время был только в её обществе и устраивал праздники и торжества в честь возлюбленной. По свидетельству фрейлины королевы Анны, мадам де Мотвиль: «Он не расставался с ней ни на секунду, постоянно приглашал танцевать и отличал так, что казалось, будто балы, пиры и гулянья устраивались только ради неё». Рождественские праздники, на которых король сделал Олимпию королевой бала, были последней каплей терпения
Анны Австрийской. Так как молодой король ещё не обладал всей полнотой власти, то Анна Австрийская отдала распоряжение немедленно удалить Олимпию из французской столицы.

портрет кисти Пьера Миньяра
портрет кисти Пьера Миньяра

Что же побудило её к столь жестким действиям? Всё очень просто: как не велика была привязанность королевы к своему первому министру и верному помощнику Мазарини, тем не менее, она не желала возобновления смуты: ведь необъявленная гражданская война, которая чуть было не уничтожила её и бесконечные бунты и восстания лишь недавно улеглись в стране. А новая Фронда могла воскреснуть, словно птица Феникс из пепла, если любовное увлечение короля перерастет в нечто большее и король позволит себе глупость жениться на племяннице ненавидимого всеми кардинала. Королева Олимпия из незнатного рода Мазарини на французском престоле вполне могла стать причиной новой бури, которая на сей раз окончательно уничтожит королевскую власть! Такая чепуха, как любовь и привязанность в расчет не принималась.

Мазарини быстро нашел ей мужа, им стал Евгений-Морис Савойский-Кариньян, граф де Суассон (1635—1673). Свадьба состоялась в феврале 1657. В этом браке родилось восемь детей: Луи-Томас (1657—1702), Филипп (1659—1693), Эммануил-Филиберт (1662—1676), Евгений (1663—1736), полководец Священной Римской империи, генералиссимус; Мария Жанна (1665—1705), Луиза Филиберта (1667—1726), Франсуаза (1668—1671).
Младший сын Евгений Савойский стал знаменитым полководцем, а старший Луи-Томас, возможно был сыном Людовика XIV так как родился в августе 1657 года, спустя шесть месяцев после свадьбы.

-2

В 1679 году Олимпия оказалась замешана в знаменитом деле «версальских отравительниц». Ее обвинили в том, что она посещала отравительницу Ла-Вуазен и покупала у нее яд. Возможно Олимпия хотела отравить Луизу де Лавальер, любовницу короля, которая в то время уже удалилась в монастырь кармелиток, то ли просто вернуть благосклонность короля, приворожив его. Также Олимпию подозревали в отравлении ее мужа, умершего шестью годами ранее, и Марии Луизы Орлеанской, королевы Испании, приближенной которой она была с мая 1686 года. Как бы там ни было, король приказал Олимпии больше не появляться при дворе.

Всё это были ложные наветы, которые были совершенно абсурдны. Смерть мужа была ей совершенно невыгодна и принесла лишь утрату множества доходов. Покойный граф был покладистым человеком, никогда не докучал супруге и не мешал жить так, как та пожелает. Что же касается фаворитки короля, то известно, что Луиза де Лавальер уже в апреле 1675 года навсегда удалилась от французского двора и постриглась в монастырь кармелиток в Париже под именем Луизы Милосердной. Зачем было убивать её, когда де Лавальер и так исчезла из дворцовой жизни? Олимпия решительно отвергла все обвинения, но «Дело о ядах» набирало обороты и события стали развиваться так, что перед ней вполне реально встала перспектива быть осуждённой на смерть. В феврале 1680 года Ла-Вуазен была сожжена на костре на Гревской площади в Париже, после ещё тридцать шесть человек осудили на смерть и сожгли, а всего по процессу проходило несколько сотен обвиняемых, причём из числа самых знатных аристократов! Олимпии пришлось навсегда покинуть Францию и переехать жить в Брюссель.

-3

Она устроилась в Брюсселе, потом путешествовала по Европе со своими сестрами Марией и Гортензией, побывала в Англии, Испании. Умерла в Брюсселе 9 октября 1708 года. Ее именем названа женская прическа (Прическа а-ля Манчини), при которой волосы расчесывались на прямой пробор, над висками пышно взбивались, а завитые концы волос в виде двух локонов спускали на плечи.

Вот как создавали прическу «а-ля-Манчини»: волосы делили на прямой пробор, взбивали над висками, укладывали над ушами в две большие розетки. Два локона – «серпенто» («змейки») – оставляли на плечах.
Вот как создавали прическу «а-ля-Манчини»: волосы делили на прямой пробор, взбивали над висками, укладывали над ушами в две большие розетки. Два локона – «серпенто» («змейки») – оставляли на плечах.

Однако главный след, который Олимпии было суждено оставить в истории – вовсе не её поступки, порой легкомысленные, порой сумасбродные, порой отчаянные. Нет. Главным богатством оказался сын. Принц Евгений поначалу периодически приезжал в Брюссель, но затем наступила фаза взаимного отчуждения: неистребимая энергия матери по-прежнему требовала выхода, и она попыталась вовлечь сына в орбиту своих авантюр, в частности хотела затянуть его в интриги испанского двора, на что он ответил решительным отказом. С 1688 по 1708 год они ни разу не встретились. Последняя встреча произошла в 1708 году только из-за того, что в ходе боевых действий войска принца Савойского находились рядом с Брюсселем. Им нечего было сказать друг другу, они попрощались и расстались навсегда. Вскоре Олимпия умерла, а принц не особенно горевал по этому поводу, поскольку всю жизнь мать была занята всем, чем угодно, но не уделяла времени сыну.
Когда он был совсем маленьким, то король Людовик XIV прозвал его «маленьким аббатом». После смерти отца Евгений, которому было всего 10 лет, решил для себя, что в монастырь он не уйдет. Он усердно учился и к своему совершеннолетию был весьма образованным человеком. В частности, добился больших успехов в изучении математики и геометрии, а главное – в фортификации. Теперь Евгений знал многое о правильном ведении осады и обороны крепостей. Кроме того, он стал превосходным наездником, поскольку посвящал немало времени верховой езде.
Евгений попросил аудиенции у короля, и на встрече с монархом объявил о своем решении отказаться от сутаны. А кроме того, попросил принять его в королевскую армию на любую командную должность. Король, однако, не воспринял его порыва всерьёз и отказал. Видимо, причиной тому был всё то же злосчастное «Дело о ядах» – Людовик решил, что яблоко от яблони недалеко падает, сына отравительницы лучше держать на расстоянии. А может быть «маленький аббат» просто не приглянулся королю своей неказистой внешностью. Людовик XIV оказался прав лишь отчасти: в жилах принца текла горячая кровь его матери, которая сделала из него героя и легенду ещё при жизни.
Евгений воспринял отказ, как оскорбление и спешно покинул Францию, пообещав вернуться на родину лишь «с оружием в руках». В 1696 году во время мирных переговоров между Савойей и Францией Людовик ХIV пытался переманить принца, предложив ему звание маршала Франции, губернаторство в провинции Шампань и 200 тысяч ливров ежегодного дохода. Как видим, высокая военная репутация Евгения Савойского вынудила бывшего сюзерена пересмотреть свое отношение к нему; однако принц никогда в жизни не нарушал однажды данную присягу. В 1704 году он становится президентом австрийского гофкригстрата (генерального штаба) и генералиссимусом.

Евгений Савойский 1663-1736 гг.
Евгений Савойский 1663-1736 гг.

Слава Евгения Савойского достигла апогея. Австрийский император Иосиф І осыпал его милостями; российский царь Петр І предлагал польскую корону, от которой Евгений благоразумно отказался, поскольку знал, что все власть имущие и полководцы имели на землях Речи Посполитой немалые хлопоты и проблемы.

Спасибо за Ваше внимание!!! Помните, что я пишу для Вас!!! Не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить новую статью!!!