Помню как в детстве, возвращаясь из школы домой в холодную зиму, с мокрыми и обмёрзшими насквозь ногами, и с зудящими от холода пальцами на них, я смиренно терпел, утешая себя мыслями о том, что дети моего возраста в войну и не такое пережили. И ничего, выстояли.
В целом подобный паттерн мышления сохранялся весь подростковый период. Этому содействовали школа и телевизор, а также мои родственники и в особенности книга "Говорят погибшие герои", оставившая меня тогда под сильными впечатлениями. Образ стойкого человека, мужественно преодолевающего все тяготы и невзгоды был чем-то естественным. Чем-то, чему просто обязан соответствовать каждый.
Не трудно догадаться, что изучая потери сторон в этой самой войне в уже более сознательном возрасте, я испытал некоторый культурный шок. В первых блицкригах Германии (за 1941 год) соотношение советских потерь примерно равно = 1 безвозвратно потерянный (БП) к 4-8 сдавшимся в плен:
Однако и проблема не в том, что советские солдаты были какими-то не такими. Если рассматривать статистику по западному или тихоокеанскому фронту, то там ситуация ещё плачевнее. У поляков 1 БП к 5-8 пленным. У Британии, Франции и Бенилюкса в ходе "странной войны" (блицкрига 1940-го года) 1 БП к 12-20 пленным. У колониальных формирований в войне с японцами соотношение потерь = 1 БП к 22 пленным. И только у американцев статистика схожа с советской - 1 БП к 4-7 пленным.
Здесь и возникает главный вопрос: Как так получается, что немецкая или японская сторона при наступлении (!) может понести потерь в несколько, а то и в десятки раз меньше обороняющихся?
Что интересно, в первой мировой войне, что на западном, что на восточном фронтах плюс-минус всегда 1 безвозвратно потерянный приходился на 1-го сдавшегося в плен.
1. Изобретение призывных армий.
В 1798 году во Франции вступает в силу закон Журдана-Дебреля, обязавший всех мужчин в возрасте от 20 до 25 лет проходить службу в армии. В дальнейшем это кардинально изменит ход истории.
Дело в том, что до Наполеона все армии Европы использовали профессиональных наёмников. Массовость французской армии позволяла совершать грандиозные манёвры, с лихвой нивелируя профессионализм противника. Опыт был успешно освоен и уже в 20-ом веке государства стремились поставить под ружьё столько людей, сколько вообще было ружей. Однако это породило целый ряд проблем.
Помимо вышеописанного низкого уровня профессионализма, всеобщая мобилизация означает и то, что на войну идут люди, которые в целом никогда воевать не собирались. Это, в купе с банальным инстинктом самосохранения, привело к так называемому скрытому/пассивному дезертирству - когда бойцы, что называется, не геройствуют, особо не выделяются, всегда находятся чуть позади и т.д.
2. Эволюция психологического давления войны.
Развитие стрелкового вооружения, бронетехники, а в особенности артиллерии и боевой авиации, в десятки раз увеличило давление на психику. Это, в купе с первой причиной, нужно умножить на кратно возросшую интенсивность боевых действий.
Во времена того же Наполеона или даже конца 19 века найти солдат, которые принимали бы участие в десятке сражений было крайне непросто. Но уже с конца первой половины 20-го века у рядового солдата были все шансы попасть в многомесячное сражение, с невиданной ранее плотностью боевых действий. В таких условиях физические и психологические запасы солдата истощаются молниеносно.
3. Усложнение структуры вооружённых сил.
Для эффективных действий огромных армий понадобилось кратно увеличить число штабов и различных тыловых формирований, изменяя кол-во строевых и нестроевых военнослужащих. Так, в Великую Отечественную, на одного строевого (боевого) военнослужащего могло приходиться до 8 нестроевых (тыловых).
Т.к. держать уровень подготовки тыловых частей на том же уровне, что и боевых не было возможности, эти люди не были в состоянии оказать противнику сопротивление, пополняя собой списки пленных. В особенности это характерно именно для второй мировой, с её моторизированными сражениями на окружения с перерезанием тыловых коммуникаций и штабов, приводя к развалу фронта.
Естественно, резкий, как детская неожиданность, удар со стороны танковых частей и авиации по штабам нарушал последовательность принятия решения у командования. Так, по цепочке, это доходит до солдат, которые видя дизорганизованность армейского механизма начинают присматриваться к ближайшему лесу.
4. Рассредоточение войск.
До середины 19-го века войска шли в компактных и очень плотных построениях с минимальными интервалами в 1-2 шага - так называемая "линейная пехота".
С развитием нарезного огнестрела и артиллерии все быстро сообразили, что войска необходимо рассосредоточить в пространстве, дабы повысить выживаемость. Однако из этого вытекает то, что контроль за солдатами со стороны офицеров резко ослабевает, стимулируя описанное выше пассивное дезертирство, создавая порочный круг.
Как бы это банально не звучало, но вывод прост: люди - это люди.