На нашей прошлой беседе, дорогие братья и сёстры, мы ужаснулись глубине, бездне в которую ниспало человечество, перед тем, как пришёл Христос и была основана Церковь. И вот, для того, чтобы ещё сильнее показать Свою силу, Бог избирает Своими сотрудниками и исполнителями дела изменения мира самых слабых людей, которых можно было тогда «отыскать».
Вы читаете отрывок из Толкования Символа веры архимандрита Епифания Хаджиянгу. Первый из пяти томов Толкования скоро выходит в издательстве Орфограф
Пусть Бог не осудит меня за то, что я сейчас скажу, но Он действительно избирает для создания Церкви наиболее «непригодных» для этого лиц!.. Ведь ни ангел, ни архангел с небес не спускался, для того, чтобы своей сверхъестественной силой или чудесами поразить людей и заставить их уверовать в себя.
Дело создания Церкви Божией не началось с какого-то героя, царя, воина или полководца, который мог бы его осуществить с помощью своего войска и оружия. Не какой-нибудь премудрый ритор убеждал людей уверовать в Бога, с помощью обольщения своим искусством, своего красноречия. Не богач покупал веру народов своими деньгами, Бог не использовал ничего из перечисленного для того, чтобы привести людей к новой вере.
Наоборот, как говорит апостол Павел, в своём Первом послании к Коринфянам, Бог избрал людей неученых, необразованных для того чтобы заградить уста мудрецам и устыдить их. Бог избрал людей немощных и слабых для того, чтобы победить силу крепких людей. Он избрал людей малозначащих и презираемых, бедняков, для того, чтобы смирить славных, гордых и величавых.
Апостол Павел говорит: «Посмотрите, братья, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных» (1 Кор 1,26).
То есть, видите братья, что среди вас нет многих мудрецов, нет многих сильных людей, нет многих людей благородных, знаменитых, «но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых» (1 Кор 1,27). То есть, Бог избрал «дураков для мира» (в том смысле, что люди их считали дураками), для того, чтобы через этих «дураков» посрамить мудрецов.
«И немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор 1,27). То есть, Бог избрал самых слабых из Своих творений - для того чтобы устыдить сильных.
«И незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1 Кор 1,28). То есть, Бог избрал самых смиренных, самых презираемых людей, настолько смиренных, что они для кого-то могли бы посчитаться вообще несуществующими, ради того, чтобы посрамить и упразднить всё сущее, то есть, то, что было знаменито и ценно для мира.
Бог избрал иудеев, которые были позором и уничижением для всех людей. Иудеев, чтобы вы знали, никто тогда не хотел принимать, так сказать, в семью человечества. Это было самое презираемое племя, самый презираемый народ в мире. И, однако, именно этих людей избрал Бог. Бог избрал апостолов из Иудеи, несмотря на то, что в мире это были самые презираемые люди.
Но не просто иудеев Он избрал, а из иудеев Он избрал... рыбаков. А кто такие были рыбаки? Рыбаки тогда, да и сейчас, это люди малограмотные и бедные, это те, кто стоит в самом низу социальной лестницы.
И о количестве тех, кому предстояло изменить мир, тоже давайте скажем. Он избрал всего двенадцать человек. Совсем уж мало, никуда, по человеческим меркам, не годится такое количество, мир таким количеством разве перевернёшь?
И для чего же Он их избрал? Он избрал их для того, чтобы они проповедовали Евангелие и изменили весь мир. На этих самых двенадцать иудейских рыбаков Бог возложил огромнейшее, неподъёмнейшее дело возрождения и воссоздание мира.
Он сказал им: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19-20). То есть, Он им сказал: «Выходите в путь, о Мои ученики! В дорогу!.. Рассейтесь по всему миру и делайте христианами, верующими людьми все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святого Духа и научая их всем тем заповедям, которые Я вам передал».
В этом месте приснопамятный епископ Илия Миниатис, сочинения которого мы часто используем в наших беседах, использует прекрасный риторский приём и ведёт вымышленный диалог с апостолами. И в этом диалоге за одну сторону говорит сам автор Илия Миниатис, а также можно сказать, что любой из нас, обычных людей, говорит вместе с ним. А наши собеседники в этом диалоге это апостолы, и мы ведём с ними диалог.
И вот Илия Миниатис начинает так: «Я словно вижу, как апостолы Христовы спускаются из Иерусалимской горницы, выходят из неё после Пятидесятницы и готовятся к тому, чтобы пойти в разные части Вселенной. И я задаю им вопрос:
— Постойте-ка немножко!.. Замедлите, пожалуйста, шаг свой, мужи Галилейские, не торопитесь вы так! Я хочу у вас кое-что спросить. Куда вы идёте? И что вы хотите сделать там, куда вы идёте?
— Мы получили заповедь отправиться в Рим, где находится престол всего мира, — отвечают ему и всем нам апостолы. — А кто-то из нас пойдёт проповедать Христа в Афины — город премудрости и знаний. Кто-то из нас пойдёт в Индию, кто-то пойдёт к скифам — к этим варварским и диким народам. Мы дойдём до самых дальних краёв земли. Мы получили заповедь убедить людей уверовать в Бога, Который стал Человеком. Веровать в Бога, Который жил в нищете, Который умер как злодей на Кресте, будучи распятым между двух разбойников. Уверовать в Бога, Который через три дня после этого воскрес, вознёсся на небеса и Который вновь вернётся на землю, для того, чтобы судить мир. Мы отправляемся в наш путь для того, чтобы убедить людей в том, что ради веры в Сего Распятого и ради любви к Нему они должны быть готовы отказаться от мира, от родины, от родителей, от детей и даже от самой своей жизни. Мы идём к людям для того, чтобы убедить их предпочесть нищету и скудость богатству и материальным благам, чтобы они предпочли воздержание и жёсткую жизнь, жизнь в ограничениях всему сладострастию мира и всем наслаждениям. Мы идём к людям, чтобы убедить их в том, что должно любить всех людей — даже своих врагов. Мы идём в мир для того, чтобы привнести в мир иную жизнь. Мы идём к людям для того, чтобы сделать из идолопоклонников христиан, а из грешников сделать святых.
И после этого Илья Миниатис (и каждый из нас в его лице) отвечает апостолам так:
— О, перед вами стоит великая и невероятно сложная задача… Вы идёте сделать то, чего не смог сделать ни один царь, ни один император и никто из сильных мира сего не справился до сего дня со столь невероятным делом изменения мира. Вы идёте для того чтобы сделать что-то, чего ни одному из философов или риторов, подобных Сократу, Платону, Аристотелю, Цицерону или стоикам не удалось добиться. Но ответьте мне, пожалуйста, где же ваши войска, где ваш флот, где вооруженные до зубов армады?
— У нас нет никаких войск, нас всего двенадцать.
— А где тогда ваше оружие?
— У нас нет никакого оружия. Мы безоружны. Тот, Кто нас послал, сказал нам, чтобы мы не брали с собой даже перочинного ножика, даже жезла.
— Как это нет оружия? Ну, тогда может быть, вы опираетесь на силу денег, и на эти деньги вы сможете купить сознание людей?
— Нет, у нас абсолютно ничего нет. Мы нищие. И даже то, что у нас было: лодки и рыбацкие сети — мы всё это оставили. Тот, Кто нас послал в путь, сказал нам, чтобы мы ничего с собой не брали: ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха (ср. Мф 10,9-10).
— Но тогда, может быть, вы получили великолепное образование или обладаете силой слова, чтобы подобно изящным, красноречивым риторам, могли убедить людей принять учения Того, Кто вас послал: учения настолько странные, настолько сложные и настолько противоречащие любой человеческой вере и любому человеческому обычаю?
— Нет. Никакой силы слова, красноречия, и риторства у нас нет тоже. Почти все мы — неграмотные рыбаки и мы только совсем чуть-чуть умеем читать и писать.
— Но тогда как вы сможете совершить это космогоническое преображение вселенной? С какими предпосылками? Какой силой?
И апостолы на это нам отвечают:
— Мы не основываемся и не утверждаемся ни на какой человеческой силе, но опираемся только на силу нашего Учителя, на силу Воскресшего Христа, Который нас послал. И мы уверены, что у нас всё получится. Потому что Он уверил нас в том, что Он всегда будет с нами. «И вот, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф 28,20).
Вот какими, дорогие братья и сёстры, были апостолы! Вот каким было дело, которое им предстояло совершить! Вот какими были те средства, инструменты, которые имелись в их распоряжении.
А сейчас, пожалуйста, ответьте мне уже вы: каков был результат их дела? Если бы кто-то не знал истории, того, что уже произошло, то он мог бы уверенно сказать: "То, что вы нам рассказываете об успехе христианской проповеди, о вере, об утверждении Церкви — это всё сказки". Потому что было не-воз-мож-но, исключено чтобы эти двенадцать человек изменили мир. У них абсолютно ничего не было в руках: ни силы, ни красноречивого языка, ни денег, ни любых человеческих возможностей. И при этом у них были притязания изменить целый мир, который погрузился в трясину, который сгнил этим гниением растления.
И, однако, дорогие братья сёстры, мы то с вами знаем историю, мы то с вами живём по истечении двух тысяч лет после этих событий. И мы видим вокруг себя чудо, которое произошло! Мы видим свершившееся уже чудо Церкви.
Вы прочли отрывок из Толкования Символа веры архимандрита Епифания Хаджиянгу. Первый из пяти томов Толкования скоро в издательстве Орфограф. Пока можете полистать другие наши книги