Найти тему
Розовая Овца

Антиутопия "Эквилибриум": когда чувства насущны, как дыхание

Хорошо ли жить в мире, в котором нельзя улыбаться, любить, смеяться, иметь друзей? Где эмоции и чувства запрещены на законодательном уровне? Вот об этом и рассказывает фильм-антиутопия «Эквилибриум» режиссёра Курта Уиммера. Фильм довольно старый, снят в 2002 году, и нельзя сказать, что он был успешен в год выпуска. В прокате «Эквилибриум» провалился. Но сейчас фильм стал культовым. Со временем зрители его «распробовали» и полюбили. Фильм очень стильный, красивый, с замечательной музыкой и необычным сюжетом.

2072 год. Не такое уж далёкое будущее. Планета Земля в руинах после Третьей мировой войны. Но на руинах старого мира возник новый – город-государство Либрия. Его жители спокойны, тихи, миролюбивы. Отсутствие каких-либо эмоций – кредо Либрии. Эмоции – это изначальное зло и основа войн и насилия. Об этом круглосуточно вещает по телевидению Отец - царь, Бог и главный идеолог либрийцев. Всё материальное, что может вызвать эмоции и переживания – книги, картины, старые вещи – безжалостно уничтожается. Каждый гражданин Либрии обязан ежедневно делать инъекции препарата «Прозиум II», супер-успокоительного средства, превращающего людей в безучастных кукол. И лишь за пределами Либрии, в Пустошах, ещё остались нормальные люди, за которыми охотятся солдаты Тетраграмматона.

Тетраграмматон – странная организация. Своего рода орден иезуитов и эмоциональная полиция одновременно, задача которых – уничтожать «эмоциональных преступников», посмевших что-то чувствовать или имеющих запрещённые вещи. Своих лучших бойцов Тетраграмматон готовит с детства, самые талантливые мальчики обладают способностью определять «эмоциональных преступников» на расстоянии. Из такого талантливого ребёнка и вырос главный герой фильма – клерик Тетраграмматона Джон Престон, превосходно сыгранный Кристианом Бейлом. Сложнейшая роль, на протяжении всего фильма Престон не улыбнется по-настоящему практически ни разу, он почти все время будет с каменным лицом, и только глаза и напряжение мышц лица дадут понять, что на самом деле чувствует его герой.

Престон – идеальный инквизитор, борец с ересью и крамолой. Он жесток и бездушен. Ничто не может пошатнуть его уверенность, что он делает правое дело. Даже казнь жены, «эмоциональной преступницы». Он хладнокровно убивает своего напарника клерика Эррола Партриджа, сыгранного Шоном Бином, когда понимает, что тот отказался от «Прозиума» и находит Партриджа, читающего книгу, на Пустошах, в разрушенной церкви. (Непривычно видеть Шона Бина с томиком Йейтса в руках, обычно в них пистолет или меч.) Но было ли это просто наказание отступника или, всё же, подспудное желание спасти Партриджа от мучительной смерти?

Случайно разбив ампулу с препаратом, Престон начинает испытывать эмоции. И непривычное ощущение пугает его – увидев, как красив утренний город под дождём, Престон приходит в ужас и хочет скорее сделать инъекцию, чтобы его мир стал прежним… Но мир прежним уже не будет никогда, ибо механизм «очеловечивания» уже запущен.

Новый напарник Престона, клерик Брандт, подозревает Престона, который выдаёт себя в мелочах – не даёт застрелить «эмоциональную преступницу» Мэри О’Брайен, при обыске у которой нашли запрещенное зеркало в резной раме и тайник с раритетными, довоенными вещами. Престон забирает на Пустошах сбежавшего щенка, объясняя Брандту, что это якобы для исследований, вдруг зарождается эпидемия… Видел бы Брандт, как вздрагивал при каждом выстреле Престон, когда солдаты расстреливали других собак…

Встреча с Мэри и её слова - «Чувства. Вы никогда не ведали их и не знаете, что это. Но это насущно, как дыхание. И без этого, без любви, без ярости, без печали дыхание – только часы, тиканье…» - сломали Престона. Он влюбился, впервые, да так, что во что бы то ни стало решил спасти её… Но не успел. Да просто и не мог успеть, ибо всё было спланировано. И всё, что осталось Престону, это рыдать на ступеньках крематория.

Престон наивен, он не может не только управлять своими чувствами, но и не может (пока ещё не может!) разглядеть чувства других. Он не видит ничего странного в поведении своего напарника Брандта, а ведь он не принимает «Прозиум» и даже не слишком это пытается скрыть. Но Престон наивно верит, что Брандт всего лишь карьерист, и не понимает, что стал всего лишь пешкой в игре Брандта и вице-консула Дюпона, реального правителя Либрии, заменившего собой давно умершего Отца. Дюпон никак не мог выйти на руководителей Сопротивления, чтобы внедриться нужен был человек, который будет как они, живым человеком, способным чувствовать. И Престон вполне подошёл на эту роль.

Финал фильма фееричен, красив и совершенно сказочен. В сказках и антиутопиях добро всегда побеждает зло. Так и в «Эквилибриуме». Престон практически в одиночку совершает государственный переворот, убив Дюпона, повстанцам из Сопротивления осталось лишь закончить революцию и уничтожить заводы по производству «Прозиума». Но обретя эмоции, будет ли счастлив этот мир? Ведь в него вернутся не только добрые чувства, но и злоба, зависть, алчность… Но в идеальном фантастическом мире это не страшно, придёт какой-нибудь новый супергерой и научит жить правильно. Страшно, когда такие антиутопии становятся реальностью.

Спасибо, что дочитали до конца! Отдельное спасибо за лайк и подписку на канал ).

Заходите, дорогие читатели, не стесняйтесь). Листайте статьи, читайте, пишите ваше мнение, спорьте. Буду очень рада, если вы найдёте что-либо интересное для себя на моём канале.

Что ещё интересного почитать и картинки посмотреть:

"300 спартанцев": историческая, героическая и комическая киноверсии

"Сказка странствий": о ценностях вечных и о любви

"Игра Престолов": как выглядели актёры-ветераны, когда были помоложе

"Красавица и Чудовище": красивая и необычная интерпретация известной сказки с Венсаном Касселем

"Игра Престолов": "Королева шипов" Оленна Тирелл