Найти тему
Учитель гармонии

Учитель на самокате, учитель на пьедестале

Толик - без малого шестилетний "подготовишка". Прорываясь на самокате сквозь вечерний парк Горького, он вдруг останавливается как вкопанный - и широко улыбается.

Да, так и есть: это она - молодая, обворожительная, полная сил учительница по хору, горячо любимая, харизматичная Алина Руслановна. И она тоже на самокате! На том самом электросамокате, который Толик тщетно выпрашивает у мамы, "Когда заработаешь много денег..."

А я-то куплю, куда ж я денусь? Арендовать не хочу, а вот купить - куплю, право. И денег заработаю, и в детей вложу, не вопрос. И в Толика, своего третьего - и в братцев его, и в сестричку Ниночку. Будет день - будет пища. Самокат приобрету, потом автомобиль, гараж - да полмира, подумаешь? Мечтать исключительно полезно, а порой и продуктивно.

Тем временем, Толик любуется учительницей на "железном коне". Юная, статная, в паре с таким же молодым и деятельным спутником. Мальчик так привык к ней в хоровом классе, в концертном зале - а она, оказывается, ВОТ КАК может! Милая девушка, всячески радуюсь за неё: и профессионал хороший.

Оказывается, даже у моего сына в сознании УЧИТЕЛЬСКОЕ не вяжется с "простым человеческим"... Не дозрел юноша, ой не дозрел! Даром что вырос в семье, где оба родителя преподают студентам-музыкантам.

-2

Такая уж она есть, детская психология: педагог - хоть любимый, хоть пугающе-чужеродный - где-то этажом выше, в ином измерении, на неизбежном гранитном пьедестале. И даже не ведаю, хорошо ли это - а может быть, плохо. Как посмотреть... Зависит от многих факторов. Знаю лишь: за пределами школьных лет картина подчас ломается, трансформируется до неузнаваемости - доходя до привычного панибратства в отношении студентов к молодому преподавателю. И к не очень молодому - поверьте - тоже.

Это глубинная проблема профильной педагогики в сфере искусства, где всем участникам процесса крайне желательно быть "на одной волне" - ради лучшего результата. И да, закономерно, с субординацией что-то случается - не всегда, но очень часто. Изнанка "командного духа", объединяющего разные поколения.

Впервые я задумалась об этом, взявшись (неожиданно для себя самой) за классное руководство на теоретическом отделении в свой дебютный "мерзляковский" год. Мне было тогда 25 - а это, несмотря на былой ДМШовский опыт, критически мало для учителя (и, тем более, для наставника). Но надо было соответствовать: я старалась, прорывалась - регулярно по ночам рыдая в подушку, страдая от развязностей-фамильярностей своих "звёздочек".

Тогда, в середине двухтысячных, самокаты ещё не достигли пика своей популярности - зато были у нас с учениками и бесшабашные "квартирники", и походы-заплывы, и даже совместные фольклорные экспедиции. Я уже не раз писала о том, что ребята высказывали пожелание... со временем перейти в обращении ко мне на "Наташа, ты". Не реализовалось: намерения оказались излишне смелыми.

Сейчас мне почти 42, я служу всё там же, но от студентов - в чисто человеческом, бытовом плане - сознательно отдаляюсь, порой отказывая им в тесном душевном контакте и вызывая временное их недопонимание.

Невозможно обнять весь мир - да и не нужно, скорее всего. Очень важно разграничить личные симпатии и профессиональные связи.

Хор "подготовишек" вместе с талантливым юным руководителем и многоопытным концертмейстером. Всех любим!
Хор "подготовишек" вместе с талантливым юным руководителем и многоопытным концертмейстером. Всех любим!

К своему нынешнему пониманию темы я шла долго.

Ещё пять лет назад, во времена Толикова младенчества, вдохновенно бегала с коляской вблизи училища, горделиво прогуливалась со своим "выводком" взад-вперёд по Мерзляковскому переулку, притягивая любопытные взгляды студентов. Вопрос, зачем? Зачем товарищам, обучаемым мною по сольфеджио и гармонии, было знать подробности моего семейного уклада?

Выбравшись год назад из четвёртого декрета, я-таки залезла на пьедестал, по возможности спрятав от ученических глаз Толика и прочую свою гвардию. Считайте - отгородилась... Поняла, что так честнее и объективнее. (Производственный этикет, не иначе.) И, кажется, очень правильно сориентировалась!

Кроме парка Горького - я, признаюсь, завсегдатайка Сокольников, Останкина, Измайлова и не только. Если вдруг встану на самокат, а то и сяду на велосипед... а может быть, побегу на лыжах, - встречам с младшими друзьями-музыкантами буду неизменно рада. Со мной всегда мои наследники, если я на данный момент не в учебном классе.

Уважамые коллеги-преподаватели (музыканты и не только!), а как у вас на работе с субординацией? Каковы, по-вашему, должны быть отношения "педагог-ученик", если претендовать на совместный "прорыв" в предмете?