Найти в Дзене
Владимир Марочкин о музыке

40 лет альбому "Треугольник" группы "Аквариум". Воспоминания и размышления

Летом 1981 года Борис Гребенщиков приступил к работе над альбомом «Треугольник».

«Если чего-то хотеть - не сознательно, а всем существом - то это сбывается, - говорит Борис Гребенщиков. - В волшебным образом свалившейся на нас с неба студии весной и летом 1981 года мы записываем то, что я всегда любил, - альбом чистого и безответственного абсурда».

Как рассказывают музыканты «Аквариума», это было в высшей степени групповое творчество. Поэт Джордж Гуницкий написал большую часть стихов, которые придали альбому его знаменитый авангардисткий флёр.

Большая часть песен была придумана и отрепетирована либо на ступенях Дома Юного Техника, либо в кофейне, находившейся неподалеку от студии. Звукорежиссер Андрей Тропилло имел обыкновение опаздывать к записи, и, коротая время в кофейне, Борис Гребенщиков вместе с флейтистом Андреем Романовым и виолончелистом Севой Гаккелем, в частности, сочинили мелодию песни «Корнелий Шнапс».

«К чести нашего звукорежиссера надо сказать, что происходящий бред он воспринимал крайне профессионально, сам подыграл на блок-флейте в песне «Миша из города скрипящих статуй» и вообще уважал нашу бескомпромиссную любовь ко всему нелогичному», - рассказывает Борис Гребенщиков.

Во время записи «Треугольника» началось активное сотрудничество «Аквариума» с Сергеем Курехиным, открывшее новый этап в творчестве группы. В работе над альбомом также приняли участие Ольга Першина, Владимир Леви, Александр Кондрашкин, Владимир Козлов.

Борис Гребенщиков. Фото Владимира Марочкина
Борис Гребенщиков. Фото Владимира Марочкина

Борис Гребенщиков вспоминал, с каким трепетом он повез «Треугольник» в Москву, чтобы показать его Артемию Троицкому. Но известный эксперт сказал, что этот альбом никто никогда слушать не будет. История показала, что эксперты иногда тоже ошибаются, а песни «Два тракториста», «Старик Козлодоев», «Мочалкин блюз» стали по-настоящему народными хитами.

Известный социолог Андрей Андреевич Игнатьев считает, что "альбом «Треугольник» сделан не как художественная ценность, а как некий маркер, как жест установления границы. По эту сторону – свои, по ту сторону – чужие. Боб сам находится где-то уже намного выше, поэтому он в состоянии с этой границей немножко поиграть. И Боб для записи этого альбома собрал тех, кто может играть в эту игру. Недаром на записи альбома вдруг появляется Курехин. И недаром «Треугольник» вышел после того, как уже появились «Синий альбом» и «Электричество. Том III», то есть когда Боб уже стал кем-то. В «Треугольнике» понятно, что для Боба это уже не жизнь, а знаки, с которыми можно играть и забавляться, которыми можно жонглировать…"

-3