Найти в Дзене

Продолжение повести об урочище страха

Оглавление
Кровожадные крысы подземелья
Кровожадные крысы подземелья

Первая экспедиция

«Многие проекты провалились по

причине плохой подготовки и

недостаточной экипировки».

1

Микула сидел в поселковом кабачке и вспоминал всё, что случилось с ним в странном подземелье, уже месяц прошел, а пережитые моменты никак не забывались. Молодого охотника не покидало страстное желание вернуться и узнать все тайны найденного случайно подземного лабиринта, в котором смельчака, спустившегося под землю, ожидали огромного размера кровожадные крысы и другие, не менее опасные обитатели. Если вурдалак, который случайно промахнулся и с первого удара не убил охотника, там живет не один, то приключение будет не только занимательным, но и опасным.

Микула уже переговорил со своими товарищами об экспедиции в подземелье, но решили идти, когда полностью растает снег, чтобы случайно не провалиться в естественные каверны, а спуститься в случайно обнаруженную парнем расщелину. Подготовку уже начали: надо запастись провиантом, потому что неизвестно, сколько придутся плутать в лабиринте естественных и не только ходов, взять факелы, чтобы хорошо освещать дорогу, да и подземные жители будут бояться яркого света. Отдельно нужно подготовить оружие — у каждого за спиной должен быть не только винторез с мощной пулей, способной мигом утихомирить огромного зверя, но и хороший дробовик с зарядом картечи. Его товарищ — сын кузнеца обещал сделать удобные обрезы из старых ружей:

— Нам ведь прицельная стрельба в подземелье не нужна, важна убойная сила, а с таких «пищалей» на несколько сажень все живое картечь выкосит, как коса траву, — обещал он.

Дубыня был молодец под стать отцу, в плечах косая сажень, ростом не менее 2 аршин и 15 вершков (209 м), силой обладал невиданной для своих лет. Отрок только в прошлом году отпраздновал 18 лет, но все в охотничьей слободе знали, что «малыша» лучше не задирать. Редкое имя кузнец дал своему первенцу, потому что он был подобен дубу, да и уродился таким великаном, что жена-красавица чуть не представилась во время родов.

Участником будущего исследования подземных лабиринтов согласился стать и давний товарищ Микулы — Милан, назвали его так при рождении, потому как он с лица был «подобен ангелу», именно так сказала бабка-повитуха, когда вышла успокоить переживавшего отца. Милан вырос рослым и сильным охотником, за его удачливость и проворность дали ему поселковое имя Ухват, только так друзья его и называли, потому что Милан не звучит для почти 30-летнего мужчины.

Божен и Ждан — такие редкие имена им дали при рождении, потому что родители долго ждали желанное дитя, а родилась двойня. Братья-близнецы, несмотря на свою молодость — уже разменяли третий десяток, были опытными промысловиками-охотниками не только на пушного зверя, но брали росомах и медведей, первых только с ножами, а на Хозяина тайги — с рогатиной и сворой собак. Такие опытные и смелые товарищи могли пригодиться в опасной экспедиции, оба были небольшого роста, но мощного сложения и походили на грибы-боровики.

Самым возрастным в их компании был Воило или воинственный — этот умудренный опытом, уважаемый в поселении ветеран 45 лет от роду мог пригодиться в опасном путешествии. Участник нескольких войн, знающий в совершенстве искусство нападения и обороны, при случае стал бы искусным руководителем в бою с вурдалаками. С собой он взял своего ученика по имени Тихон, который только с виду казался тихоней и молчуном, но все охотники знали, что в бою он способен противостоять троим и даже четверым нападающим. Всё поселение убедилось в его отваге и умению, когда коварные соседи — представители кочующих диких племен, однажды ночью перебили тихо караульных, ворвались и чуть не спалили поселок. Тихон, в одиночку уложил не менее десятка нападающих, а остальные бежали от его мелькающего меча, как черти от ладана…

Завсегдатай питейного заведения по имени Блуд или «непутевый» сам напросился стать участником опасного похода, когда случайно услышал разговор Микулы с товарищами. Был он жилист, ловок и любил крепкие напитки, но от этого его меткий глаз и твердая рука пока не страдали, потому что ему недавно исполнилось 30 лет — был еще полон сил, что не раз доказывал, когда ходил стенка на стенку по праздникам. Единственный его недостаток — вспыльчивость, он загорается, как порох и уже плохо контролирует себя в таком состоянии, что не раз становилось причиной кабацких ссор и пьяных потасовок…

Мишаню, местного здоровяка, но не от мира сего, Микула решил взять с собой из-за его уникальных способностей — он мог поднять быка и пройтись с ним по улице, что не раз показывал во время праздников на зависть всем. Такой силач поможет выбраться с любой глубины, главное — чтобы веревка выдержала, а вот это обещал самый молодой участник похода, Млад. Такое странное имя ему дали, потому что он родился маленьким и слабым, но с годами возмужал, правда, всё равно оставался ниже среднего роста, зато в проворности с ним никто не мог сравниться. К тому же, Млад выделялся умением пролезть в таки узкие щели, куда другие мощного сложения охотники могли просунуть только голову и руку. Лучше него никто в поселении не умел плести прочные веревки, которые не рвались и не перетирались, потому что вымачивал хитрец их в отварах по секретному рецепту. Он заверил Микулу, что приготовит несколько бухт особо крепких веревок и одну — совьет из лосиной кожи, только длину надо точно указать, чтобы распустить шкуры на полоски.

Вот так в течение месяца и набралась команда, состоящая из двух отроков и отчаянных таежных охотников, которые были согласны по первому зову идти в опасный поход. Микула рассказал всем о своих приключениях и заверил, что им предстоит встретить невиданных чудовищ, справиться с которыми будет очень нелегко. Суровых промысловиков трудно напугать опасностью, а молодые отроки были готовы к встрече с опасностями, но вот с неведомыми существами, которых описал Микула, не все участники были готовы встретиться. Руководитель экспедиции дал время всё обдумать и принять окончательное решение не позднее, как сойдет снег…

Чтобы у читателей не возникали непонятные моменты во время чтения, несколько слов от автора: далее по тексту оружие будет описано настоящее, только немного мощнее, чем оно было в те времена. Хотя двуствольные варианты, например, вертикального расположения существуют много веков — их называли бокфлинт, а для охоты на белого носорога и слонов использовались специальные калибры с усиленной пулей, чтобы быстро остановить атаку разъяренного животного. Так что вымысла или несоответствия с эпохой происходящего нет…

Сегодня Микула ждал ветерана Воило и его немногословного ученика Тихона, который постоянно следовал за учителем, как его тень, они должны были узнать какие-то секреты по поводу подземелья, ведь не могло быть так, что оно существует, но никто вокруг ничего об этом не слышал. Для этого ветеран отправился в селение к староверам, где проживали умудренные опытом и умением седовласые старцы…

Вскоре через порог кабачка переступил ветеран и многие присутствующие встали и учтиво с ним поздоровались, все жители поселения знали этого старого воина и уважали его, даже приезжие купцы всегда учтиво с ним здоровались на улице, потому что слава о его ратных подвигах давно уже разнеслась далеко по тайге.

— Приветствую тебя, старина, — молвил Микула, при этом он встал и приложил правую руку к сердцу, — здравствуй, Тихон, присаживайтесь, сейчас принесут горячую еду и выпить с дороги. Что-то удалось узнать?

— Здравствуй, Микула, узнали, но не так много, как хотелось бы. Старики смутно помнят, что слухи о том, что в скалах есть что-то странное, ходили давно, да и редко кто туда забредал из промысловиков, все стараются обходить те места стороной.

— Жаль, хотелось бы узнать поболе, чтобы подготовиться основательно.

— Это не все, один древний старец посоветовал сходить к отшельнику, что живет в горах к востоку от нашего поселения, уж он-то точно всё знает, что происходит и случалось за много лет до сегодняшнего дня.

— Так он же Ведун и к нему не так просто попасть, тропу сторожат свирепые псы, которые никого не пропускают к старцу уже много лет.

— Мне один старовер шепнул заклинание на древнем диалекте, поэтому нас пропустят, но только двух человек.

— А как же Тихон…

— …будет ждать у начала тропы и прикрывать наши тылы, — прервал Микулу Воила, — выходим завтра на рассвете, чтобы засветло назад вернуться, потому что ночевать там негде.

На том и решили, больше единомышленники не разговаривали, а принялись за еду…

2

Незадолго до полудня они подошли к подножию гор, где обитал отшельник, по склону среди обломков скал и вековых деревьев вилась неширокая тропа, Воило и Микула, прежде чем идти дальше сложили оружие около камня, оставили только ножи в ножнах на поясе.

— Почему нельзя с огнестрельным оружием идти, — спросил Микула.

— Псы натасканы на запах ружейной смазки и пороха и не пропустят, даже услышав секретное заклинание, а при входе в пещеру и ножи снимем, к старцу нельзя с оружием.

По тропинке было идти нетрудно, и они быстро достигли середины горы, где за поворотом тропы им открылась дивная картина: вдали виднелся вход в пещеру, а всего в десятке саженях от поворота на изумрудной траве лежали два огромных пса. Животные сильно заросли шерстью, а челка ниспадала на глаза, поэтому не видно было, куда они глядят. Увидев людей, исполины грациозно потянулись, приняли угрожающую стойку и рыкнули так, что эхо побежало по горе, один из них был черен, как смола, а второй — белый как снег. В холке огромные волкодавы были не менее двух аршин (1,42 м), а мощное тело вибрировало от напряжения, огромные пасти были раскрыты. Клыки угрожающе оскалены, но четвероногие охранники не приближались, а ждали непрошеных гостей, изготовившись к нападению.

— Иди спокойно, но в глаза им не смотри, резких движений не делай, даже после заклинания они опасны для незнакомцев, могут кинуться без предупреждения, — шепотом предупредил ветеран молодого спутника.

После этого он издал несколько гортанных звуков, а потом нараспев произнес фразу, смысла которой Микула не смог понять, как ни вслушивался, видимо, Воило говорил на старорусском языке.

Грозные охранники немного успокоились, сели по бокам тропинки, внимательно наблюдая сквозь густые челки за каждым движением гостей. Поведение пришельцев не внушало опасения, потому что они спокойно улеглись на свои места, как только ветеран и молодой охотник их миновали.

Около входа Воило остановился и снял пояс вместе с ножом, а Микула повторил его действия, достал и нож из-за пазухи, который всегда висел на ремешке в ножнах из мягкой кожи олененка и не раз спасал его жизнь в трудных обстоятельствах. Только освободившись от всего, что могло расцениваться, как холодное оружие, они медленно вошли в пещеру.

Пройдя извилистым ходом шириной не менее трёх аршин, а в высоту и того больше, они попали в большую пещеру, свод которой терялся в вышине. В дальнем углу перед очагом сидел на шкурах старец и мерно раскачивался, что-то бормоча себе под нос.

— Будь здоров, уважаемый, — тихо произнес Воила и поклонился, а Микула молча повторил движение ветерана, потому что знал, что в беседу старших младшим негоже вмешиваться.

— Здравствуй Воило, не удивляйся, что я знаю твое имя, мне много известно, но не многим я могу открыть то, что их интересует, — тихо отвечал ведун, не прекращая раскачиваться, — присядь на камень и помолчи, я должен закончить, а ты, Микула, пока постоишь, молод больно, чтобы сидя общаться со стариком.

Гости выполнили указания отшельника и терпеливо ждали, прошло около получаса, прежде чем старец перестал раскачиваться и приподнял веки. Взгляд голубых и пронзительных глаз, казалось, проникал в самую душу, от них нельзя было спрятать самые сокровенные мысли.

— Вижу, что помыслы ваши чисты, пришли вы ко мне с великодушной просьбой, поэтому я постараюсь ответить на все ваши вопросы. Говори Воила.

Ветеран кратко обрисовал, что их интересует, да куда они намерились совершить поход, отшельник слушал, не перебивая, а потом тихо заговорил:

— Давно это было, я тогда бегал босиком по траве и не думал, что когда-нибудь уединюсь в эту пещеру от суеты мирской. Многие пытались уже в то время отыскать вход в подземелье, о котором вы рассказали, но они ушли и не вернулись, а что случилось — никто не ведал…

Рассказ Ведуна

Родители мои погибли в тайге, а тетка отдала меня 6-ти лет от роду в ученики ведуну, потому что прокормить было не под силу — у самой четверо по лавкам. Так я совсем маленьким мальчиком оказался в этой пещере, где и провел всю свою жизнь, старый и в те времена учитель многое знал и умел, все свои знания он передал мне. Вначале обучил грамоте, умению писать и читать старорусские письмена, чтобы я мог перевести старинные свитки, ведь старец уже плохо видел. Он сразу же мне дал другое имя Святобор — так наши предки называли бога лесов, почему именно это имя, он не объяснил. В те далекие времена тропу к пещере охраняли два немых удмурта, а рядом с ними постоянно находились исполинские собаки, странной породы. Как объяснил отшельник, именно они заменят людей после того, как те состарятся, потому что с каждым годом только набираются опыта и никогда не предадут. Я изредка покидал пещеру, чтобы поиграть с псами и подышать свежим воздухом, хотя и внутри воздух никогда не бывает затхлым.

Учитель отпускал меня на прогулки, чтобы я не мешал ему медитировать и общаться с потусторонним миром, постепенно и меня он посвятил в умение отрешаться от земных мыслей и впадать в транс. К 15 годам я уже познал все премудрости, прочитал и расшифровал множество древних рукописей и знал то, что недоступно простым смертным. Когда мне исполнилось 16 лет, то однажды ночью старик ушел в мир иной, а под его лежанкой я нашел завещание — теперь я становился приемником ведуна и обязан был жить отшельником, но изредка принимать гостей, потому что люди приходили сюда со своими просьбами со всей округи. Кроме свирепых псов, рядом со мной не было никого из живых существ, а они ночью по очереди охотились в горах, добывая себе и мне пропитание, вместо хлеба я варил рис и бобовые, запасы которых в кладовой никогда не переводились, как и свежей зелени. Я подозревал, что кто-то из племени, живущего высоко в горах и никогда не спускающегося к людям, живущим в тайге, по секретной щели на веревках спускают запасы риса и бобов, иначе, откуда они там появляются. Из пещеры был ход в грот, где был источник питьевой воды и небольшой водопад, а за потоком воды скрывался вход в еще одну пещеру, совсем маленькую, с низким сводом. Именно там хранились древние рукописи и свитки, а я проводил много времени, переписывая документы.

Много лет назад, случайно мне попалась карта странного подземелья, где когда-то жили люди, история их была трагическая, о чем было написано в одном из пожелтевших от времени свитков. Карта сохранилась хорошо, потому как нанесена была на шкуру оленёнка, выделанную и пропитанную каким-то секретным составом, за многие годы она оставалась неломкой и нежной. Можно было подумать, что только недавно её выделали, вот только рисунок кое-где немного потускнел…

Много веков назад в глухой тайге жило племя трудолюбивых людей и искусных охотников, они возделывали землю в предгорьях вековых скал, охотились на зверей, воспитывали новое поколение. Но однажды их шаман предупредил, что надвигается несметная рать, которая все уничтожает на своем пути, мужчин и стариков убивают, а женщин и детей берут в рабство. Тогда вождь племени решил спрятать свой народ внутри скалы, где охотники разведали разветвленные ходы и немногочисленные пещеры, так появился подземный город. Вход изнутри замуровали, а через тайные щели несколько добровольцев вылезли наружу и устроили обвал, который завалил вход снаружи и погреб под камнями большую часть отряда захватчиков. Храбрецы увели в горы за собой выживших преследователей, что с ними потом произошло — неизвестно, наверняка они погибли в неравном бою. Как этот свиток попал к ведуну, я не знал, старец никогда мне об этом не рассказывал, кроме карты больше никаких документов о странном подземелье в пещере не было…

Старый отшельник замолчал и молча смотрел на ярко горящий огонь в очаге, куда Микула по команде ветерана уже дважды подкладывал хворост.

— Много лет назад до меня доходили слухи о том, что внутри скалы что-то происходит, но что именно мне не ведомо. Больно далеко эта скала и мой внутренний взор не может помочь разглядеть, хотя учитель передал все свои знания, умения и силу духа. Если вы решили отправиться туда, то будьте готовы к встрече с неведомыми чудищами, знаю, что ты, Микула уже побывал там, потому и не терпится вернуться. Так уж устроен человек, что страстно желает разгадать все загадки природы, будьте осторожны, не все вернутся из опасной экспедиции.

С этими словами он протянул старому ветерану свернутую в рулон шкурку небольшого размера:

— Надеюсь, что она поможет вам во время обследования подземелья. Идите и пусть вам сопутствует удача.

После этих слов старец жестом повелел пришельцам удалиться, а сам опять стал медитировать…

Спустившись с горы, они опять вооружились и отправились восвояси, всю дорогу ветеран и Микула молчали, обдумывая рассказ отшельника, а Тихон замыкал небольшой отряд и не задавал вопросов, бдительно оглядывая окружающую их тайгу, которая по мере удаления от горы становилась всё гуще…

Продолжение уже написано, но мне нужны рецензии читателей, стоит ли здесь размещать или дождетесь выхода всей повести в отдельном издании?