Эрнесто Че Гевара является иконой для молодых западных леваков. И им дела нет до того, что им продают придуманный образ, имидж.
Он любил кровь. Чужую
Профессор экономики из Аргентины Альберто Линч в книге «Мой двоюродный брат Че» опубликовал рассказ своей тётки о том, что Эрнесто в детстве получал удовольствие от издевательств над животными. Став взрослым, Че с неменьшим удовольствием принимал участие в пытках и расстрелах. Конечно, это же были не люди, а враги революции! Впрочем, и проштрафившихся соратников команданте не щадил.
В письме к отцу после казни деревенского проводника Че Гевара написал: «В этот момент мне открылось, что я действительно люблю убивать». После прихода к власти Фиделя Кастро команданте Че Гевара стал главным инициатором репрессий. В городке Сантьяго-де-Куба 12 января 1959 года он устроил демонстративную казнь 72 полицейских. По распоряжению команданте без суда и следствия в крепости-тюрьме Ла-Кабанья были казнены свыше 8000 человек, сам он лично руководил 700-ми расстрелами.
Ещё один легендарный революционер, Камило Сьенфуэгос, вспоминал, что после захвата Санта-Клары подчинёнными Че Гевары каждая улица города была завалена трупами. В «Чёрной книге коммунизма» приводятся следующие данные: только за первый год революции расстрельные команды Че Гевары казнили более 14 000 человек.
На Кубу уроженец Аргентины попал, сбежав из Гватемалы, где участвовал в государственном перевороте. После победы кубинской революции Фидель Кастро сделал Эрнесто Че Гевару главой Нацбанка Кубы, но на этой работе команданте быстро загрустил, не добился никаких результатов, и ринулся в Конго, а затем - в Боливию, делать революцию. Здесь он и встретил свою смерть, попав в плен. Че Гевару расстрелял сержант боливийской армии Марио Теран, отомстив за гибель в боях с повстанцами трёх своих товарищей. По официальной версии Че Гевара был убит в бою.
Бренд
Иронично и, одновременно, справедливо, что борец с капитализмом стал модным брендом. Недаром обложку первого издания книги Виктора Пелевина «Generation П» украшал знаменитый портрет Че Гевары в берете, на котором вместо звезды был найковский «свуш».
Впрочем, хватает мерча и с исходным фото. При этом фотограф, Альберто Корда, не получает роялти за использование своей интеллектуальной собственности. С другой стороны – он с Кубы, а там до сих пор социализм и никакой частной собственности, как и прочих буржуазных прибамбасов.
Кубинский режим увековечил память Че Гевары, кроме всего прочего, на банкноте в 3 песо, напечатав всё тот же прославленный снимок команданте.
Константин Барановский