Дело Дрейфуса было в те годы не единственным процессом с расовым оттенком. В 1880-е годы национализм обострился во всей Европе из-за старения непомерно разросшихся империй, стремления одних народов к самоопределению или напротив — стремления других народов к сохранению прежних имперских границ. В этой острой и непростой ситуации, осложненной политическими интригами, провокациями и погромами, важнейшую роль играли эксперты-криминалисты. Порой они становились единственными спасителями обвиняемых.
Случилось такое и в Венгрии, где пробуждался свой национализм, связанный с парламентаризмом и борьбой за влияние. Это особенно заметно на примере «Дела Шоймоши», участниками которого впоследствии стали виднейшие представители как венгерской, так и австрийской стороны. Одним из экспертов по делу выступил глава новой школы судебной криминалистики Австрии и создатель криминологии в Тироле профессор Венского университета Эдуард фон Гофман.
Подобно «Делу «Дрейфуса» во Франции (1894-1904) и «Делу Бейлиса» в российской Украине (1911-1913) «Дело Шоймоши» тоже растянулось на долгие годы.
Началось с того, что 1 апреля 1882 года в поселении Тисаэслар исчезла 14-летняя горничная Эстер Шоймоши. 4 апреля как раз начинался еврейский праздник Пейсах, и местных евреев обвинили в использовании невинной христианской девицы. Характерно, что инициаторами обвинений по делу пропавшей горничной стали двое венгерских парламентария Геза Оноди и Дёзё Иштоци, не имевшие ни к горничной, ни к это округу никакого отношения. Просто они были основателями антисемитской партии и стремились усилить свое политическое влияние. В частности, эти депутаты призывали изгнать еврейских парламентариев из Палаты депутатов. Население, искусственно настроенное функционерами, устроило погромы и акции насилия против местных евреев, а 4 мая мать девочки обратилась к местному судье с требованием провести расследование исчезновения дочери, сделав акцент на виновности евреев в ритуальном убийстве. Не вызывает сомнения, что мать также стала жертвой прямого или косвенного давления со стороны националистически возбужденной общественности.
Окруженным судом города Ньиредьхаза 19 мая 1882 года в Тисаэслар был направлен судебный исполнитель Йожеф Бари, придерживавшийся тех же взглядов. Он начал расследование в синагоге и задержал подозреваемых в ритуальном убийстве евреев. При этом активно подкупались и одаривались местные женщины, готовые подтвердить, что сами лично видели, как сторож синагоги Йозеф Шарф заманивал Эстер к себе в дом. Показания взяли даже у пятилетнего сына сторожа, а стершего сына, четырнадцатилетнего Бари поместили под надзор рецидивиста, служившего судебным клерком. Преступник заставил его оговорить членов своей семьи. Так была сфабрикована история, достойная триллера — с нападением, обезглавливанием, большим горшком для собирания крови, замочной скважиной в качестве наблюдательного пункта, нищим евреем в роли зловещего убийцы и т.д. По делу тут же было арестовано двенадцать человек (число тоже какое-то необычное, символическое).