Вот и наступила среда. Это значит, будет статья, посвященная пейзажам. Выбирала среди нескольких живописцев и решила сегодня остановиться на Ларисе Батенковой, художнице-самоучке. Живет на Алтае, рисовать начала, когда было за сорок. Смотрю ее работы и понимаю, что перед нами – большая труженица. Она осмысленно подходит к каждой работе. И учится, постоянно учится: по книгам, мастер-классам, видео-урокам. Осваивает техники по работам других художников. Пробует писать на пленэрах.
Она еще не выработала окончательно собственный стиль, но ее работы уже узнаваемы. Удивительно, правда? Они подкупают не стилем – другим. Искренностью. И верой в Свет. Лариса Батенкова ищет его и находит повсюду: и в разнотравье родного Алтая, и в холодной Катуни, чьи бирюзовые воды вправлены в скалистые берега, и в бескрайних просторах земли. Она создает и южные пейзажи.
«А причем здесь светлячки?» – спросите вы. Бабочка – есть, кот – есть. Светлячков не видно. Когда Лариса Батенкова пишет разнотравье, включается особый, камерный свет. Хочется употребить другое слово: не включается, а начинает звучать. Пусть это и будет свет светлячков. И работы Ларисы Батенковой производят особенное воздействие на зрителя.
При всматривании в полотна одних живописцев хочется защитить глаза козырьком от солнца – так мастерски они создают свет (как, например, Илья Чирун, о котором писала недавно), других – вдохнуть полной грудью (как это происходит с картинами Питера Баркера). А Лариса Батенкова работает… с кинестетикой. Но не с той, которая на кончиках пальцев. Ее кинестетика масштабна. Хочется распахнуть руки и обнять все эти земные просторы, все это разнотравье. Самое яркое подобное чувство возникает вот от этих трех работ.
Очевидно, что Лариса Батенкова более сосредоточена на материи, чем на свете и воздухе. Вообще свет у нее подвижен. Он то исходит с неба, то вдруг появляется где-то в траве, удивительным образом неспешно поднимаясь выше и высвечивая цветки одуванчиков или куст рододендрона.
Удается нашей художнице и туман. Он то похож на легкую однородную дымку, поднимающуюся над водой, то вдруг структурируется в клубы и завитки, четко разделяя пространство на белое и зеленое, показывая способность Ларисы Батенковой по-разному писать плотность.
Так получилось, что небо у художницы отходит на второй план. Часто ракурс подан так, будто зритель лежит в траве на животе, помните, как в детстве? И поэтому перед глазами такие большие маленькие растения. На редких работах небо становится главным героем. Лариса Батенкова пишет его также плотно, как и землю. Но во всей этой плотности ощутимо и движение ветра, и мягкость облаков, и бремя туч, которые уже изливают на землю дождь.
Не могу не отметить две работы на схожий сюжет: солнце, которое видишь, запрокинув голову. Так в ее пейзажах проявляется человек. Здесь он уже не зритель – главное действующее лицо. И эмоции от подобного ракурса взмывают к солнцу, как взмывают к солнцу птицы.
Ларисе Батенковой не свойственны пастельные оттенки, тонкие переливы тонов. Жизнерадостная палитра – это о ее работах. Все эти яркие цвета, они очень органичны. У художницы даже сиреневый и бирюзовый выглядят теплыми. Согласны?
Лариса Батенкова смело окрашивает воду в насыщенные цвета. Вода вдруг становится кобальтовой, бирюзовой, желтой или оранжевой. Вода то воспринимается зеркалом, отражающим окружающие предметы, то прозрачным стеклом, сквозь которое виден подводный мир.
Работы Ларисы Батенковой – это все о Родине. О Родине в женском восприятии. О любви женщины-матери к матери-Родине. Никогда не была на Алтае. Но познакомившись с работами Ларисы Батенковой, почувствовала все величие и всю щедрость Алтайской земли. А вот еще статья о творчестве Ларисы Батенковой: «Цветы и травы в живописи художницы из Алтая Ларисы Батенковой»
Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал?