Я помню начало. Европа, напуганная до нельзя, предпочла долго не "церемониться" – закрыла предприятия, ввела комендантский час и запретила контакты.
Европейцы уже в конце февраля - начале марта 2020 сидели по домам, со страхом смотря в интернете видео о штрафах за нарушение запретов, о первых летальных исходах. Полиция патрулировала пустые улицы. Среди нарушителей была в основном молодежь, проводящая на квартирах «к.рона-вечеринки». Штрафы люди получали немалые.
Запреты продлевались раз за разом… Люди теряли работу, сходили с ума от одиночества, но сидели по домам. Государство как могло помогало. Даже разрешало митинги проводить – пусть люди «пар» выпустят. Суд тогда немецкий решил, что право на высказывание своей точки зрения является приоритетнее, чем право на жизнь. Потому митинги запрещать не стал – лишь с условием соблюдения дистанции и с ношением масок. Во-как…
В России же митинги разгоняли. Выборочно, правда. Даже одиночные пикеты под запрет попали. Все понимают, о чем здесь идет речь. Кто День России недавно отмечал – под запрет не попал почему-то...
Меркель вместе со своим министром здравоохранения Шпаном взяли на себя непопулярную роль. Их выступления в парламенте о продлении ограничений почти всегда освистывались оппозицией. Меркель не обращала внимания: «Спустя 13 месяцев пандемии мы выучили как минимум один урок: вирус не прощает полумер. Это все только усложняет. Вирус не прощает колебаний. Это все только продлевает ситуацию. Вирус не ведет переговоров. Он понимает лишь один язык - язык решительности», - говорила она тогда.
Мои знакомые в России начало пандемии восприняли с улыбками. «Вирус, когда до нас доходит, в обычную простуду превращается», - написала мне подруга слова ее лечащего врача из сибирской глубинки. Другая знакомая сказала, что не понимает этой «мировой истерии» и вся эта история с масками и карантином кажется ей цирком. По сему они с подругами не будут отменять традиционные посиделки в кафе.
Власть в России чего-то ждала, не смотря на то, что 2 марта у вернувшегося из Италии россиянина был обнаружен первый положительный тест. 10 марта Сергей Собянин подписал указ о запрете проведения в Москве массовых мероприятий с числом участников свыше 5 000 человек из-за ситуации с распространением инфекции. Все это казалось каким-то непонятным решением, так как в Европе людям нельзя было встречаться даже с родственниками. А тут спокойно и 5 тыс человек в одном месте. 16 марта Собянине уже ограничил скопление людей до 50 человек.
Ограничения были в Москве. Остальная Россия продолжала жить в привычном темпе. Изоляция была лишь для приезжающих в страну.
И лишь 19 марта власти ввели ограничения во всех 85 регионов России. Чего ждали, спрашивается?
Европейцы ходят в масках вне зависимости от социальной принадлежности: в магазин, на работу, в гости. «Обязаловкой» позже стало ношение масок FFP 2. Моя мама во время российского л.кдауна пишет мне, что на нее в маске смотрят как на «д.ру» и что соседка к ней регулярно приходит в гости. Знакомый из Прокопьевска уверяет, что «все везде по-прежнему и всем поф.г», а за ношение маски могут и побить "встречные" парнишки.
Бизнес многих от запретов начал «загибаться». Знакомый из Томска – владелец небольшой компании – идет работать в такси. Помощи от государства он не получил.
Массовые мероприятия никто не отменяет: в России идут концерты звезд, работают кинотеатры. Моя сестра на новый 2021 год «кидает» фотки в соцсети из Питера, где она восхищается «постановками в местных театрах».
Европейцы недоумевающе смотрели на эту картину "праздника" и искренне верили, что в России дела обстоят совсем по-другому.
А теперь вот в.кцинация. Я чего-то не припомню, чтобы в Европе за нее машины разыгрывали. Американцам вот - да – раздавали разные «подарочки». Европейцы же – боятся, но идут на «заветный укол». Говорят, что лучше довериться профессионалам, чем непонятным видео с Тик-Тока. А наших даже машинами не заманишь…