Найти тему

«О чем не говорят. Чему не учат в школе» — универсальность пентадной логики

Оглавление

В первой статье этого цикла «О чем не говорят, чему не учат в школе» — основы пентадной логики» я использовал принцип самой пентадной логики.
Я постарался показать то, что стоит ДО появления самого этого инструмента.
Как невидимая или неосознаваемая основа.
Это
концепция мозаичного мышления.

И это нужно обязательно помнить всегда, пока осваиваете пентадную логику.
Затем это просто станет автоматической привычкой ;)
А сейчас повторение этого не будет лишним.

Но для начала еще раз хочу напомнить, что такое калейдоскопичное восприятие и мышление.
Это восприятие происходящего как «вау-эффект», чтобы было «интересненько» и точно не сильно «портило» картину мира читателя.
И мышление строго фокусируется на этом.

Помните притчу о слепых и слоне, которого каждый из них ощупывал-исследовал только в одном месте и общей картины они так и не составили?

В чем засада такого калейдоскопичного восприятия

Мы стремимся из любого взаимодействия с миром как можно быстрее получить результат, итог, видимый, ощущаемый эффект. «Камешки в калейдоскопе показали мне новую шикарную картинку — я очень доволен!»

И мы привыкаем к такому всплеску энергии и эмоций.
Остальное мы считаем гораздо менее ценным и неважным для нашего внимания.
И таким образом упускаем часто и саму жизнь во многих ее реальных проявлениях, обесцениваем ее.

Я и сам раньше много грешил таким отношением к реальности и проявлениям мира.
Калейдоскопичное внимание у меня было преобладающим.
Этим качеством человеческого восприятия и мышления пользуются в своих манипуляциях нашим вниманием и СМИ, и торговцы, и политики и проч.

Важность мозаичного восприятия на примере

Попробуйте представить такой эксперимент.

Небольшую группу людей вместе с вами на опушке леса просят внимательно осмотреть все вокруг и потом описать это в тексте.
Все в равном положении.
Посмотри вокруг и пиши...

Надеюсь, вы не будете отрицать, что каждый из группы выдаст в итоге СВОЕ описание.

Некоторые напишут о красивых деревьях перед собой (возможно редко бывают в лесу).
Кто-то больше внимания заострит на том, что ему интереснее на самой опушке: трава, кустики, цветочки (яркие мелочи, детали), может немного и про лес.
Кто-то кроме этого напишет и про других участников группы — он же их тоже видит )) (ему люди всегда важнее обстановки)
А кто-то возможно вниманием не обойдет и быстро надвигающиеся пока вдалеке хмурые тучи.

Теперь сравните этот эксперимент с выше упомянутой притчей про ощупывавших слона слепых мудрецов.

Как видите, дело не в том что они были слепые, а в том, что каждый человек всегда воспринимает ограниченно.
Сколько бы каналов внимания у него не было задействовано.
Он всегда ставит своего рода «фильтры» восприятия.
И по времени, и в окружении.

И от того, кто что смог рассмотреть в окружающей действительности «на опушке леса», будет зависеть в будущем и поведение каждого из участников группы.

В чем сила и универсальность пентадной логики

Умелое владение пентадной логикой принципиально убирает многие ограничивающие фильтры в мышлении и в убеждениях и увеличивает адекватность и полноту восприятия. И дальнейших необходимых действий. Автоматически.

Почему так происходит?

Потому что пентадная логика позволяет «на лету» собирать много разрозненных элементов вокруг — «камешков калейдоскопа» — в связанные цепочки разных событий во времени и пространстве, в единую мозаику жизни.
В любом сколь угодно сложном наборе этих элементов.

То есть, можно видеть не только статичную невероятно красивую картинку калейдоскопа.
Можно распознать целую мозаику еще не до конца разных проявленных событий, возможно и как-то связанных между собой как пазлы.

Например, человек на опушке, который перед написанием своего текста увидел еще и сгущающиеся тучи, вполне мог предположить, что скоро может пойти дождь, и это событие возможно будет важнее события «писать».
Далее глаза у всех были прикованы больше к тексту и мало кто замечал изменения вокруг...
А у участника, увидевшего хмурые тучи, голова уже «автоматически отрабатывала» возможные последствия и свои действия.
Например, спрятаться от надвигающегося дождя под деревьями в лесу или вспомнить, что в сумке вроде был простенький дождевик.
Человек писал, а тело в это время бессознательно сканировало меняющуюся влажность вдыхаемого воздуха, освещенность из-за туч и т. п. Чтобы вовремя начать действовать.
То есть, кроме задания — описать окружающее — тот участник автоматически запустил еще и событие отслеживания возможного дождя.
А другие могли невнимательно «скользнуть» по небу, и про дождь мыслей бы даже и не появилось. Фокусировка. Калейдоскоп — «камешки одного красивого расклада». Все остальное неважно.

Это простейший пример, но каждый день мы попадаем в гораздо более сложные для внимания ситуации, например, в отношениях.

Они часто растянуты во времени и нередко непредсказуемы изначально. Особенно, если у какой-то из сторон общения есть конкретные намерения и ожидания от этого взаимодействия.

Например, куда-то торопитесь, но встречаете знакомого по пути и предполагаете, что просто поздороваетесь и пойдете дальше...
Но он успел парой коротких фраз «погрузить» вас в свою проблему: либо помощи попросить, либо просто «поплакаться».
Не убегать же теперь от человека с его «горем».
Так не принято — «выглядеть таким бесчеловечным»...
И вот вы уже опоздали по своему делу ((
Теперь у вас как бы тоже «горе» ))
А может быть вам и не нужно было торопиться в то место?
Поэтому на пути и встретился знакомый?
-2

Увидеть, почувствовать «надвигающиеся тучи» в разговоре можно.
Ощутить важность и приоритеты поступать в любой ситуации так или иначе тоже можно.
Чувствовать «правильность» времени и места своего пребывания тоже можно.
Понимать, что мир сейчас меня «останавливает» зачем-то и не дает возможности совершить задуманное, и принять это тоже можно.
Владение пентадной логикой автоматически создает такие умения.

Единственный ее «недостаток» в сравнении с любой «волшебной палочкой» или «волшебной таблеткой» — это практический инструмент, и его нужно ОСВАИВАТЬ в разных жизненных ситуациях.
Можно даже во всех.
В любых.
В работе, на отдыхе, в разговорах, в размышлениях, в чтении или просмотре видео и т.д.
И в этом ее универсальность.
Пентадная логика как раз и «заточена» на полное «сопровождение» любого развивающегося события.

И после ее освоения у вас будет и СВОЯ «волшебная палочка», и «волшебные таблетки» в виде инструмента мышления нового уровня.

P.S. в следующей статье разберем понятия пространства и времени в пентадной логике.