Перед Троицей - большая уборка. Сперва снимаются тенёты - паутина под потолком, по углам. Любит она где-нибудь притаиться! На влажный веник бабушка наматывает тряпку и проходится по всем проблемным местам. Отодвигаются сундуки, лавки, стол, тщательно выметается за ними.
Так однажды, когда я гостила в деревне с весны, за сундуком в кухне были обнаружены желтки от вареных яиц. Не любила я их, ну и выбрасывала туда... Долго мне эти желтки вспоминали, посмеиваясь. Я помогаю в уборке. И кладку за сундуком тоже пришлось убирать самой и выносить курам.
Еще бабушка поручает мне протереть полы под кроватями. Маленькая, пролазаю. В горнице деревянные полы, крашеные. А в кухне и сенях -земляные. Подоконники - тоже моя работа. Пыли там особой нет. Но дохлые мухи встречаются. Или еще живые, лежат на спинке, перебирают лапками. Наблюдаю. Липкие ленты, свисавшие с потолка, сняты. В избе пахнет мятой, она разложена на шкафу и полках. Мухи ее не любят.
Окошки вымыты к Пасхе. Тюль еще свежая. Она доходит до середины окна, чуть нависая над штапельными полушторничками в мелкий цветочек, закрепленными на продетой в них суровой нитке. Зимой между рамами укладывается вата, украшается надколотыми елочными игрушками. Вторые рамы давно уже выставлены и убраны дедом в сарай.
Дед приносит в избу веточки клена. И мы украшаем ими избу. На подоконники укладываем чабрец. А в сенях весь пол устилаем душистой луговой травой. Дедушка утром прошелся с косой. За чабрецом накануне ходили мы с бабушкой. Далеко за околицу.
Мы с Наташей, приезжавшей на денек с отцом, племянником деда и бабушки, собираем цветы. Розовые гвоздички, белую кашку, желтые лютики, ковыль. Плетем венки, скрепляем колоском или иной травинкой. Бабушка сказала больше плести. Мы нанизываем венки на руки.
Доходим до старого кладбища. Украшаем веночками покосившиеся кресты. Серые, вымытые дождями и высушенные солнцем. Оградок нет, холмики едва приметны в степной траве. Бабушка шепчет молитвы Рассказывает нам, кто где лежит. Звучат старинные имена незнакомых нам людей. Степанида, Прохор, Глаша, Авдотья... Теперь эти имена снова в моде.
На обратном пути бабушка собирает чабрец в подвязанный фартук. Мы помогаем ей. А еще делаем себе часики из мелких розовых гвоздичек. Обмотаешь стебелек с цветком круг запястья - чем не часы! Мы и гвоздики эти зовем часиками.
Давно не встречались они мне... А всегда так радостно, когда что-то напомнит детство.
Какие готовились угощенья на Троицу, не помню. Вообще этот праздник с едой не связывается. Только с ветками клена и ароматом трав.
Церкви в деревне не было. Была в Суховке, в селе за пять километров. Бабушка туда не ходила. Не потому что далеко, просто вообще не ходила в церковь.
Но дома молилась, утром и вечером - обязательно. На Божнице стояла икона Николая Угодника. И я довольно долго думала, что это и есть Бог. Почему-то бабушка особенно почитала Николая Чудотворца.
Старший сын дедушки и бабушки, Николай, долго числился без вести пропавшим на войне. Его сестры, мои тетушки, уже взрослую расспрашивали меня: как поминался он в материнских молитвах - среди мертвых или живых? Откуда ж я знаю! Шепотом бабушка молилась, да и не прислушивалась я. Только возвращаясь в город, частенько повторяла "Ой, Бозе, Бозе..." Дошкольницей еще была, не октябренком.
Святая Троица... Люблю бывать в храме в этот праздник. Но уже не всегда и не везде устилают в церквах пол травой - у людей, увы, аллергия. И в своих домах, в лучшем случае, ставим скромный букетик чабреца на столе.
А в природе осталось все так же. Шелестят на лугах травы, набегают волнами от ветерка... Многоцветье июньских цветов... Свежесть зелени леса... Разноголосье птиц...
Всякое дыхание хвалит Господа! Праздник, который всегда с нами. Если мы - с ним.
Фото автора канала
А какие вы помните традиции, связанные с Троицей? Поделитесь, пожалуйста, своими воспоминаниями! Буду признательна за отзывы и комментарии. Подписаться на канал можно здесь.
Рассказ Привез из армии невесту
Путеводитель по каналу