Ни один современный автомобиль не может заводиться и плавно двигаться, если в его устройстве нет трансмиссии. Сегодня существует большое количество всевозможных коробок передач, которые не только позволяют водителю выбрать вариант, соответствующий его материальным возможностям, но и дают возможность получить максимальный комфорт от вождения. Кратко об основных типах трансмиссии рассказано в отдельном обзоре ... Теперь поговорим подробнее о том, что такое роботизированная коробка передач, ее основных отличиях от механической коробки передач, а также рассмотрим принцип работы этого агрегата.
ЧТО ТАКОЕ РОБОТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
Работа коробки передач практически идентична механическому аналогу за исключением некоторых особенностей. Устройство робота включает в себя множество деталей, составляющих уже знакомую всем механическую версию коробки. Основное отличие роботизированного в том, что управление им микропроцессорного типа. В таких коробках передач переключение передач осуществляется электроникой на основании данных с датчиков двигателя, педали газа и колес.
Роботизированная коробка тоже можно назвать автоматом, но это неверное название. Дело в том, что АКПП часто используют как обобщающее понятие. Так, у этого же вариатора есть автоматический режим переключения передаточных чисел, так что у некоторых он еще и автоматический. По сути, по устройству и принципу работы робот ближе к механической коробке.
Основное предназначение роботизированной трансмиссии - максимально облегчить вождение. Водителю не нужно самостоятельно переключать передачи - эту работу выполняет блок управления. Помимо комфорта, производители АКПП стремятся удешевить свою продукцию. Сегодня робот является самым бюджетным типом коробки передач после механики, но он не обеспечивает такого комфорта вождения, как вариатор или автомат.
ПРИНЦИП РОБОТИЧЕСКОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
Роботизированная трансмиссия может переключаться на следующую скорость автоматически или полуавтоматически. В первом случае на микропроцессорный блок поступают сигналы от датчиков, на основе которых запускается алгоритм, запрограммированный производителем.
Большинство коробок передач оснащено ручным переключателем. В этом случае скорости все равно будут включаться автоматически. Единственное, водитель может самостоятельно сигнализировать момент включения повышенной или пониженной передачи. Некоторые автоматические трансмиссии типа Tiptronic имеют похожий принцип.
Роботизированная коробка работает по следующей схеме:
Водитель нажимает тормоз, запускает двигатель и переводит переключатель режима движения в положение D; Сигнал от блока поступает на блок управления коробкой; В зависимости от выбранного режима блок управления активирует соответствующий алгоритм, по которому блок будет работать; В процессе движения датчики посылают в «мозг робота» сигналы о скорости транспортного средства, о загруженности силового агрегата, а также о текущем режиме коробки передач; Как только показатели перестают соответствовать программе, установленной на заводе, блок управления дает команду на переключение на другую передачу. Это может быть как увеличение, так и уменьшение скорости.
Когда водитель управляет автомобилем с механикой, он должен пощупать свое транспортное средство, чтобы определить момент, когда нужно переключиться на другую скорость. В роботизированном аналоге происходит аналогичный процесс, только водителю не нужно думать, когда перевести рычаг переключения передач в нужное положение. Вместо этого это делает микропроцессор.
Система отслеживает всю информацию со всех датчиков и выбирает оптимальную передачу для конкретной нагрузки. Чтобы электроника могла переключать передачи, в трансмиссии установлен гидромеханический привод. В более распространенном варианте вместо гидромеханики установлен электропривод или сервопривод, который подключает / отключает сцепление в коробке (кстати, это имеет некоторое сходство с автоматической коробкой передач - сцепление находится не там, где находится стоит в МКПП, а именно возле маховика, а вот в корпусе самой трансмиссии).
Когда блок управления подает сигнал о том, что пора переключаться на другую скорость, первым включается первый электрический (или гидромеханический) сервопривод. Он расцепляет поверхности трения сцепления. Затем второй сервопривод перемещает шестерни в механизме в желаемое положение. Затем первый медленно отпускает сцепление. Такая конструкция позволяет механизму работать без участия водителя, поэтому в машине с роботизированной трансмиссией педаль сцепления отсутствует.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ РКПП
Чтобы автомобиль заводился плавно, водитель должен правильно использовать сцепления. После того, как он включил первую или заднюю передачу, ему нужно плавно отпустить педаль. Когда водитель почувствует зацепление дисков, отпуская педаль, он может добавить обороты двигателя, чтобы автомобиль не глохнул. Так работает механика. Аналогичный процесс происходит и в роботизированном аналоге. Только в этом случае от водителя не требуется большого мастерства. Ему нужно только переместить переключатель коробки в соответствующее положение. Автомобиль начнет движение в соответствии с настройками блока управления.
ОСОБЕННОСТИ РОБОТИЧЕСКОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ DSG
Аббревиатура означает коробку передач с прямым переключением передач. По сути, это две механические коробки, установленные в одном корпусе, но с одной точкой подключения к шасси машины. У каждого механизма своя муфта. Главная особенность данной модификации - преселективный режим. То есть, пока первый вал работает с включенной шестерней, электроника уже подключает соответствующие шестерни (при ускорении для увеличения передачи, при замедлении - для понижения) второго вала. Главному исполнительному механизму нужно только отключить одно сцепление и подключить другое. Как только от блока управления поступает сигнал о переходе на другую ступень, рабочая муфта размыкается, и сразу подключается вторая с уже включенными передачами.
Такая конструкция позволяет ездить без сильных рывков при разгоне. Первая разработка преселективной модификации появилась в 80-х годах прошлого века. Правда, тогда роботов с двойным сцеплением устанавливали на раллийные и гоночные автомобили, в которых скорость и точность переключения передач имеют большое значение. Если сравнивать коробку DSG с классическим автоматом, то у первого варианта больше преимуществ. Во-первых, за счет более привычного строения основных элементов (производитель может взять за основу любой готовый механический аналог) такая коробка будет дешевле в продаже. Тот же фактор влияет на обслуживание агрегата - механика надежнее и легче ремонтируется. Это позволило производителю установить инновационную трансмиссию на бюджетные модели своей продукции. Во-вторых, многие владельцы автомобилей с такой коробкой передач отмечают повышение экономичности автомобиля по сравнению с идентичной моделью, но с другой коробкой передач.