Как я уже упоминала здесь, у меня есть собственный роман, который уже можно целиком прочесть здесь: https://author.today/work/106756 Он посвящен жизни в бедной стране Африки - Эфиопии, где большая часть населения еще пребывает в диком состоянии, не умеет читать и не имеет доступа ни к качественному медицинскому обслуживанию, ни даже к чистой питьевой воде. А в данный момент там еще и идет вооруженное противостояние между федеральными войскамии властями региона Тыграй, что несомненно приводит к еще большему упадку во всех сферах.
В процессе работы над романом я изучала много этнокультурных материалов, заметок путешественников, а также художественных фильмов об Африке. Некоторые из них помогли мне в оформлении важных идей. Но они явно не подходят под определение развлекательного контента, и рекомендовать их всем и каждому я не могу. Те же, кого волнуют социальные проблемы, актуальные отнюдь не только для Африки, наверняка найдут в них что-то важное и интересное. Кроме того, все они колоритны и познавательны с изобразительной точки зрения и показывают дикие края как они есть.
1. «Белая масаи», Германия, 2005 год, режиссер Гермина Хунтгебурт
Фильм снят по одноименной автобиографической книге Коринны Хофманн. Главная героиня Карола (Нина Хосс) — немка, проживающая в Швейцарии. Путешествуя по Кении вместе со своим женихом, она встречает местного жителя Лемалиана (Джеки Идо), воина из племени масаи, который привлекает туристов национальными одеждами. Между ними стремительно вспыхивает страсть, Карола становится женой кенийца и поселяется в его деревне. Там она наблюдает тяжелый быт африканцев и своими глазами видит процедуру женского обрезания. Отношения с мужем тоже портятся, несмотря на рождение ребенка, и в конце концов Карола покидает Африку вместе с дочерью. Очень необычная и жизненная мелодрама, показывающая, что из мимолетного влечения и интереса к экзотике совсем не обязательно вырастет серьезное чувство и готовность к переменам. Также остается открытым вопрос: кто обязан идти навстречу в браке?
2. «Цветок пустыни», Франция, Германия, Австрия, Великобритания, 2009 год, режиссер Шерри Хорман
И снова биография реальной женщины, на этот раз африканки, - фотомодели Варис Дирие, уроженки Сомали. Ее роль исполнила эфиопская актриса Лия Кебеде. Героиня показана очень необычной и смелой женщиной, которой, тем не менее, очень помогает судьба. Она сбегает из родной страны, становится бездомной нелегалкой в Лондоне и там ее замечает знаменитый фотограф. Прославившись как модель, Варис рассказывает журналистам о перенесенном в младенчестве обрезании. Флэшбек показан, конечно, не во всей откровенности, но и от того, что видишь и слышишь, мороз продирает по коже. Сама героиня подробно описывает суть процедуры в словах. Обычай практикуется не только в Сомали, но и других странах Черного континента, в частности в Эфиопии, и детали варьируются в зависимости от племени. Где-то ему подвергают младенцев, как в данной истории, в других случаях — девочек-подростков.
Но самое ужасное состоит в том, что некоторые люди, посмотревшие фильм, искренне не видят в женском обрезании ничего страшного. Тут уж сложно подобрать подходящие слова.
3. «Рай. Любовь», Австрия, Германия, Франция, 2012 год, режиссер Ульрих Зайдль
Это типичное фестивальное кино, которое даже было номинировано на Золотую пальмовую ветвь. Тема у него пикантная: африканский интимный туризм, нацеленный на европейских обеспеченных и зрелых дам. «Кухня» мужской проституции раскрыта очень подробно и нелицеприятно. Никакой романтики: немолодая, некрасивая и несчастливая австрийка (Маргарете Тизель) приезжает в Кению и ищет успокоения в объятиях местных парней. Они, все как на подбор, не просто торгуют телом, но и стараются завоевать сердце доверчивой туристки, чтобы выманить побольше денег.
Видно, что в массовой культуре все еще не приживается образ женщины, ищущей только интимных услуг: должен быть хотя бы намек на «чувства» и поиски «высоких отношений». И очень нетипично представлены сами молодые кенийцы, которых, по-видимому, играют не профессиональные актеры, а обычные парни. Своими щуплыми телами и унизительной назойливостью эти персонажи производят удручающее впечатление. Фильм строго для взрослой аудитории: сцены их «рабочих будней» показаны очень откровенно.