Найти тему
Эзоп из Черитона

I. Святые с собачьими головами

Коптская икона св. Ахракаса и Аугани, XVIII в.
Коптская икона св. Ахракаса и Аугани, XVIII в.

Про святых Христофора (мученика, перенесшего Христа через реку), Ахракаса и Аугани (помощников святого Меркурия) и апостола Варфоломея (по египетскому апокрифу) не рассказал только ленивый. На иконах и фресках их изображали с собачьими головами. Существует много версий, объясняющих это явление; надо сказать, кинокефалы (псоглавцы) в древности встречались почти во всех культурах: у китайцев и зулусов, у славян и армян, у румын и греков, последние нередко писали о них в географических трактатах (как и их многочисленные европейские последователи-географы); есть, конечно, и повесть о походе на кинокефалов Александра Македонского - Гога с Магогом ему мало было.

КСТАТИ! Подробнее о сказочных похождениях Македонского: http://paranormal-news.ru/news/aleksandr_makedonskij_perebil_vsekh_drevnikh_monstrov/2014-08-27-9631
КСТАТИ! Подробнее о сказочных похождениях Македонского: http://paranormal-news.ru/news/aleksandr_makedonskij_perebil_vsekh_drevnikh_monstrov/2014-08-27-9631

Вера в псоглавцев угасла лишь в XVIII веке. А вот в XVII известный антиохийский архидьякон Павел Алеппский, путешественник и писатель, в своих мемуарах сообщает об омовении мощей святого Христофора в Москве:

"Вот названия мощей тех святых, которые мы могли удержать в памяти: <…> глава мученика Христофора с лицом точь-в-точь как у собаки, с длинным ртом; она тверда как кремень — наш ум был поражён изумлением: тут нет места сомнению!"

Понимаете? Уже не Темные века, да и Павел Алеппский - не абы кто. Сейчас собачья голова покоится в Хорватии, и почему церковь этой страны до сих пор не спохватится и не вскроет раку - мне неведомо.

Фишка в том, что вскоре после этого в XVIII веке в России Синод запретил зооморфные изображение Христофора, так что некоторые из них даже переписали, зато у раскольников появилось еще одно отличие от никониан. И почему святых так изображали - ПЁС ЕГО ЗНАЕТ! Ну, апостола Варфоломея - может быть, из-за египетской родины апокрифа о его собачьей голове, ведь в Египте на звероголовых богов мода была (тот же Анубис). Правда, есть еще Киевская Псалтирь 1397 года с Христом, проповедующим среди псоглавцев.

Киевская Псалтирь 1397 года. Христос проповедует собакоголовым воинам, а может, говорит апостолам Матфею и Андрею: "Я пошлю вам человека из земли кинокефалов, у которого голова песья, и при его посредстве уверуют в Меня". Это Он о святом Варфоломее.
Киевская Псалтирь 1397 года. Христос проповедует собакоголовым воинам, а может, говорит апостолам Матфею и Андрею: "Я пошлю вам человека из земли кинокефалов, у которого голова песья, и при его посредстве уверуют в Меня". Это Он о святом Варфоломее.

Тут могла возникнуть путаница из-за:

топонима Киноксефалия;

буквального понимания легенды об ужасной внешности святого Христофора;

впечатления от опричнины (писать мученика звероголовым стали с XVI века, но не будем забывать о той же Псалтири XIV века)

- и прочих парадоксов.

Короче, слава собакоголовым Божьим угодникам, что мощи Христофора не постигла судьба головы Иоанна Крестителя или св. Георгия (его главы покоятся в Риме, Израиле, дважды в Италии и дважды в Германии, Чехии, Турции и т. д.), и есть только один экземпляр - на острове Раб в Хорватии, и к нему, по-моему, сейчас как раз-таки пониженный интерес.

-5

Есть даже предание о том, что, вынесенная на крепостную стену в критический момент, песья голова спасла остров в 1075 году от морских набегов викингов.

Ладно, будем ждать, когда ж там, в Хорватской епархии, кто-нибудь опомнится.